См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО
от 28 октября 2019 г. N 43-5692-19

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В целях предупреждения пожаров, минимизации их последствий, защиты жизни и здоровья граждан от пожаров в рамках реализации подпункта а) пункта 1 раздела I протокола Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.09.2019 N 6 направляю методические рекомендации по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также методические рекомендации по повышению уровня пожарной безопасности социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, за счет оснащения системами автоматической противопожарной защиты.

А.П.ЧУПРИЯН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСТАНОВКИ АВТОНОМНЫХ ПОЖАРНЫХ ИЗВЕЩАТЕЛЕЙ
В МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ МАЛОИМУЩИХ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Цель методических рекомендаций - повышение уровня обеспечения пожарной безопасности в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством оснащения указанных мест проживания извещателями раннего обнаружения пожара

Предметом настоящих методических рекомендаций является порядок и последовательность действий по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Настоящий документ носит рекомендательный характер и предназначен для методической поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по оказанию государственной социальной помощи малоимущим многодетным семьям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде установки автономных пожарных извещателей (далее - АПИ) в местах их проживания.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Автономный пожарный извещатель - прибор, реагирующий на появление дымовых частичек в помещении и издающий характерный звуковой сигнал. Выпускается, как правило, округлой формы с внешним индикатором света.

Конструкция беспроводного датчика выполнена таким образом, что для работы ему не требуется подключение к электрической цепи и подсоединение к пульту управления. Внутри пластикового корпуса извещателя располагаются звуковая сигнализация, аккумуляторная батарея и датчик дыма.

Оптико-электронный дымовой датчик состоит из инфракрасного излучателя и приемника.

Звуковая сирена представляет собой пьезоэлемент - устройство с пронзительным звуком и низким потреблением энергии.

Источник автономного питания - 9-вольтовая батарейка, срок службы которой, один год.

К достоинствам прибора относятся:

- независимость от внешнего источника питания;

- простота в использовании и установке;

- возможность менять место расположения извещателя, в зависимости от интерьера и предпочтений пользователя;

- громкое звучание.

Недостатками автономных извещателей считаются:

- частые ложные срабатывания из-за попадания пыли или насекомых в камеру измерения;

- срок службы батареи 1 год - многие приборы изготавливаются с несъемным источником питания.

Датчик непрерывно анализирует состояние воздушной среды в комнате. Частички воздуха, попадая в камеру измерения, просвечиваются инфракрасными/ультрафиолетовыми лучами и анализируются специальным приемником.

Если в воздушной массе находятся примеси дыма, то лучи рассеиваются и не доходят в полной мере до приемника. Сравнивая данное значение излучения с установленной пороговой величиной, извещатель активирует звуковую сирену, которая работает около 4 минут.

На сегодняшний день АПИ является одним из наиболее эффективных средств по предупреждению гибели людей от пожаров.

В большинстве субъектов Российской Федерации в рамках целевых региональных и муниципальных программ в период 2018 - 2019 годы автономными пожарными извещателями оборудовано 250 тысяч мест проживания многодетных семей - 15% от общего количества. Своевременная сработка АПИ содействовала спасению в 2018 - 2019 годах 646 человек, в том числе 336 детей. Во многих случаях раннее обнаружение пожара позволило минимизировать ущерб имуществу граждан.

Оснащение жилых помещений АПИ и поддержание их работоспособности осуществляется как за счет средств, запланированных в рамках действующих государственных программ, бюджетов муниципальных образований, так и за счет средств, формируемых за счет других источников (включая пожертвования частных лиц и организаций).

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к вопросам местного значения, включая реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Таким образом, местные власти могут оказывать дополнительную социальную поддержку отдельным категориям граждан, в том числе в виде установки АПИ.

Отдельно необходимо отметить, что особую важность приобрела организация профилактических мероприятий, связанных с предупреждением гибели на пожарах несовершеннолетних. Наибольшая гибель детей при пожарах происходит на объектах жилого сектора - 91% от общего числа погибших. Из конструктивных особенностей наиболее опасными являются одноэтажные деревянные здания, в которых погибло 64,3% детей, из них 42% погибших несовершеннолетних жили в домах с печным отоплением.

Основные причины, гибели это:

- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования - 38% погибших;

- шалость детей с огнем - 15%;

- неосторожность при курении - 10%;

- нарушение правил устройства и эксплуатации печей - 10%.

Главная причина гибели 75% - отравление токсичными продуктами горения. Погибло в состоянии сна 44% детей, оставленных без присмотра - 26% детей, 10% гибели детей сопровождались алкогольным (наркотическим) опьянением их родителей.

Количество погибших несовершеннолетних из многодетных семей составляет 36,5% от общего числа погибших. Максимальное количество погибших несовершеннолетних на пожарах 67% - это дети до 7 лет.

В настоящее время должностные лица государственного пожарного надзора не наделены правом проводить обследования и проверки жилых, помещений и домовладений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Поэтому особое значение приобретает исполнение представленных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСТАНОВКИ АВТОНОМНЫХ
ПОЖАРНЫХ ИЗВЕЩАТЕЛЕЙ В МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ МАЛОИМУЩИХ
МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Этап 1. Подготовительный этап.

Этап 2. Принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, содержащих положения об организации работ по установке автономных пожарных извещателей (далее - АПИ) в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Этап 3. Разработка порядка софинансирования расходов муниципальных образований по установке АПИ в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.

Этап 4. Заключение соглашения о предоставлении субсидии между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации.

Этап 5. Стимулирование социальной ответственности предпринимательства субъекта Российской Федерации к участию в установки АПИ

Этап 6. Организация работ по установке АПИ.

Этап 7. Организация работ по поддержке АПИ в рабочем состоянии.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Координационным органом каждого уровня РСЧС являются Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).

КЧС и ОПБ предназначена, в том числе, для организации и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В связи с этим субъектам Российской Федерации целесообразно на подготовительном этапе рассмотреть вопрос о противопожарной защите мест проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, и принятию мер, по предотвращению пожаров и обеспечению безопасности людей на КЧС и ОПБ, а также сформировать рабочую группу, которая должна организовать работы по планированию мероприятий по установке АПИ.

В соответствии с Решением КЧС и ОПБ органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны подготовить и передать рабочей группе сведения о малоимущих многодетных семьях и семьях, находящихся в социально опасном положении и предоставить информацию о потребности в оборудовании их мест проживания средствами противопожарной защиты.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" сведения о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, учитываются органами управления социальной защитой населения. Также сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении могут формироваться комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, формируются перечисленными органами и передаются в рабочую группу при КЧС и ОПБ.

В соответствии с частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки малоимущих граждан, в том числе семей, имеющих детей (в том числе и многодетных семей), относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим списки малоимущих многодетных семей - получателей мер социальной поддержки формируются органами управления социальной защитой населения субъекта Российской Федерации самостоятельно и направляются в рабочую группу при КЧС и ОПБ.

На основе полученных данных рабочая группа формирует предложения по включению соответствующих мероприятий в государственную программу субъекта Российской Федерации и муниципальные программы. Указанные предложения рассматриваются на КЧС и ОПБ и в случае одобрения направляются в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации для подготовки и издания необходимых нормативных актов.

2. ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО УСТАНОВКЕ
АВТОНОМНЫХ ПОЖАРНЫХ ИЗВЕЩАТЕЛЕЙ В МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ
МАЛОИМУЩИХ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Категории граждан, места проживания которых оснащаются АПИ, устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органом управления социальной защитой населения субъекта Российской Федерации разрабатывается порядок предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения АПИ отдельных категорий граждан.

Специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п., разрабатывают проект бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотрев в нем расходы на закупку и установку АПИ.

Установку АПИ целесообразно включать в состав соответствующих государственных (муниципальных) программ в виде отдельных мероприятий с установлением измеримых количественных целей реализации этих мероприятий.

3. ПОРЯДОК СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ ПО УСТАНОВКЕ АПИ В МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ МАЛОИМУЩИХ
МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

При формировании государственной программы субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение АПИ мест проживания отдельных категорий граждан - получателей меры социальной поддержки. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой. Мероприятие, в рамках которого происходит выделение субсидий, должно иметь целевые показатели (индикаторы достижения целей).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Выбор муниципальных образований для предоставления субсидий решается на основе оценки степени воздействия оказываемой поддержки на повышение качества реализации соответствующих полномочий органов местного самоуправления. Отбор муниципальных образований для получения субсидий производится на основании обращений органов местного самоуправления с учетом средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.

Распределение субсидий между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Субсидии предоставляются при условии наличия муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.

Также обязательным условием предоставления субсидии является наличие технического задания на закупку АПИ.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать достижение поставленных органами власти субъекта Российской Федерации целей в рамках собственных полномочий, но с соблюдением условий, определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством должны обеспечить контроль за исполнением органами местного самоуправления бюджетных полномочий.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИИ
МЕЖДУ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ОБРАЗОВАНИЯМИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИИ

Предоставление субсидий происходит в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации.

Соглашение должно содержать следующие положения:

а) цель расходования субсидии - оснащение АПИ мест проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.

б) сведения о нормативных правовых актах органа местного самоуправления муниципального образования, утверждающих комплекс мероприятий и устанавливающих соответствующие расходные обязательства органа местного самоуправления;

б) размер субсидии, сроки и условия ее предоставления и расходования;

в) сведения об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на софинансирование субсидии;

г) значение показателей результативности предоставления субсидии;

д) порядок осуществления контроля за соблюдением органом местного самоуправления муниципального образования условий, установленных при предоставлении субсидии;

е) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидии;

ж) последствия недостижения муниципальным образованием установленных значений показателей результативности предоставления субсидии;

з) поэтапный план по оснащению АПИ мест проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.

Оценка эффективности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и соблюдения условий ее предоставления осуществляется на основании сравнения планируемых и достигнутых значений показателя результативности предоставления субсидии, которым может являться количество установленных АПИ и (или) количество оснащенных АПИ мест проживания (при установке нескольких АПИ в одном месте проживания).

5. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К УЧАСТИЮ В УСТАНОВКЕ АПИ

Стимулирование предпринимательства субъекта Российской Федерации к участию в установке АПИ включает в себя следующие мероприятия:

налоговое стимулирование;

реализация системы мер, направленных на привлечение добровольческих объединений и организаций, привлекающих к своей деятельности добровольцев, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, коммерческих организаций, учреждений, решающие свои задачи, в том числе, с помощью привлечения труда добровольцев;

формирование специализированных фондов на основе добровольных взносов;

проведение форумов, направленных на популяризацию мероприятий по поддержке незащищенных социальных групп, в том числе малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, с широким участием бизнеса, органов власти и управления, представителей гражданского общества.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО УСТАНОВКЕ АПИ

Муниципальным образованием формируется рабочая группа по оснащению АПИ помещений, в которых проживают многодетные семьи и семьи, находящиеся в социально опасном положении, которая уточняет адресный список многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, проживающих на территории муниципального образования, жилые помещения которых подлежат оснащению АПИ.

Рабочая группа разрабатывает дорожную карту по выполнению мероприятия и техническое задание на закупку АПИ. Орган местного самоуправления муниципального образования, ответственный за проведение закупок, организует проведение процедур закупок по оснащению АПИ помещений, в которых проживают многодетные семьи и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Рабочая группа организует:

информирование представителей малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, о проведении мероприятий по установке автономных дымовых пожарных извещателей в домах их проживания за счет средств бюджета муниципального образования

прием заявлений от граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки;

проведение учебных сборов - занятий с желающими ознакомится с работой АПИ;

выпуск информационных материалов по эксплуатации АПИ.

После заключения муниципального контракта Рабочая группа организует контроль за предоставлением услуги по оснащению АПИ помещений, в которых проживают многодетные семьи и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Не рекомендуется осуществлять предоставление услуги по оснащению АПИ помещений, в которых проживают многодетные семьи и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, путем выдачи автономных пожарных извещателей вместе с инструкцией по их монтажу и эксплуатации, не предусматривая их установку силами подготовленных специалистов.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ АПИ В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ

Муниципальными образованиями должны предусматриваться следующие мероприятия по поддержанию установленных АПИ в работоспособном состоянии:

а) организация приема заявлений от малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении о выходе АПИ из строя;

б) организация силами ответственных должностных лиц муниципального образования выборочных контрольных обходов мест проживания многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении с проверкой, в том числе, работоспособности установленных АПИ;

в) выделение денежных средств на содержание установленного оборудования;

г) организация замены вышедших из строя АПИ путем заключения соответствующих муниципальных контрактов на сервисное обслуживание.

8. ДАЛЬНЕЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСТАНОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ
ОБНАРУЖЕНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

После оснащения 100% мест проживания многодетных семей и семей, находящиеся в социально опасном положении, субъекты Российской Федерации могут предусмотреть расширение категорий граждан - получателей меры социальной поддержки в виде установки АПИ. Безвозмездная установка современных средств обнаружения и оповещения о пожаре может быть предусмотрена в жилье всех многодетных и малообеспеченных семей, беременных женщин и женщин с детьми в возрасте до трех лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих одиноко проживающих пожилых граждан, одиноко проживающих инвалидов, а также семей при рождении ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНО
ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
ДЕТЕЙ, ЗА СЧЕТ ОСНАЩЕНИЯ СИСТЕМАМИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

ВВЕДЕНИЕ

На учете МЧС России находятся 52 078 объектов защиты общеобразовательных организаций, 46 540 объектов защиты дошкольных образовательных организаций, 12 546 объектов защиты организаций дополнительного образования, 6 578 объектов защиты профессиональных образовательных организаций, 5 640 объектов защиты организаций высшего образования.

МЧС России в рамках представленных полномочий осуществляет предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а также систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

На основании проведенного исследования оснащения социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, системами автоматической противопожарной защиты по состоянию на сентябрь 2019 года сделан вывод о том, что у 24% систем автоматической пожарной сигнализации (37 400 из 154 767) и 23% систем оповещения и эвакуации людей при пожаре (36 125 из 152 800) остаточный ресурс службы составляет менее 2-х лет, либо истек, что ведет к неконтролируемому снижению уровня пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации в рамках исполнения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности проводят работы по оснащению указанных объектов системами автоматической противопожарной защиты. Однако эта работа, ввиду дефицита финансовых средствах, в ряде регионов носит долгосрочный характер и не приводит к существенному улучшению ситуации.

В сложившихся условиях особое значение может приобрести привлечение внебюджетных источников финансирования для оснащения системами автоматической противопожарной защиты социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, находящихся на балансе субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,

Одной из форм закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является договор финансовой аренды (договор лизинга). Указанная организационная мера позволяет реализовать проект модернизации систем автоматической противопожарной защиты (далее - Проект) в ускоренные сроки за счет их типизации, при этом оптимально распределяя закупаемое оборудование по наиболее нуждающимся муниципальным образованиям.

Это может способствовать переоснащению социально значимых объектов опережающими темпами без единовременной нагрузки на региональные и муниципальные бюджеты.

Настоящий документ носит рекомендательный характер и содержит один из способов исполнения задачи по переоснащению социально значимых объектов системами автоматической противопожарной защиты, организационно изменяя механизм ее решения за счет централизованной закупки и переноса полномочий на уровень субъекта Российской Федерации.

1. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ МОДЕЛИ

1.1 ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДЕЛИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН, ПРИМЕНИМОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1.1.1. Правовые основания выбора модели

- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), часть 2, § 6. Финансовая аренда (лизинг);

- Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ, или Закон "О лизинге");

- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ);

- Федеральный закон N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ);

- Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

1.1.2. Содержание модели

В целях реализации Проекта рекомендуется организовать первоочередное оснащение системами автоматической противопожарной защиты объектов защиты классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и входящих в них муниципальных образований, с использованием типовых проектов.

Субъектами Российской Федерации разрабатываются программы (мероприятия в действующие государственные программы субъектов Российской Федерации), направленные на снижение рисков пожаров за счет обновления систем противопожарной защиты.

Региональные программы содержат цели, задачи, обоснование, целевые показатели (индикаторы), сроки реализации программ в конкретных муниципальных районах, сетевые графики реализации мероприятий, объемы и сроки финансового обеспечения соответствующих мероприятий.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

разрабатывают необходимую нормативно-правовую документацию для реализации Проекта на уровне субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований, входящих в субъект Российской Федерации и участвующих в реализации проекта;

утверждают региональные программы;

проводят торги в форме аукциона в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, на право заключения государственного контракта о лизинге имущества - пожарной сигнализации.

По результатам аукциона между субъектом Российской Федерации (Лизингополучателем) и победителем аукциона - лизинговой компанией (Лизингодателем) заключается договор лизинга, предусматривающий обязательства Лизингодателя по приобретению в собственность пожарной сигнализации (с характеристиками, указанными в аукционной документации) у определяемого им самостоятельно продавца, и предоставлению этой сигнализации Лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Субъект Российской Федерации передает установленную пожарную сигнализацию в безвозмездное пользование муниципальному образованию, либо муниципальному учреждению.

После завершения срока договора лизинга и выплаты лизинговых платежей, между субъектом Российской Федерации и Лизингодателем заключается договор купли-продажи пожарной сигнализации с целью выплаты оставшейся "выкупной цены" и передачи права собственности на систему пожарной сигнализации. После этого субъект Российской Федерации передает право собственности на пожарную сигнализацию Муниципальному образованию, которое предоставит его в оперативное управление учреждению в Муниципальном образовании.

1.2 ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Основными участниками Проекта выступают:

1) Субъект Российской Федерации (Лизингополучатель);

2) Лизингодатель (Инвестор);

3) Организация - продавец пожарной сигнализации - Поставщик;

4) Подрядчики - специализированные организации, осуществляющие монтаж систем пожарных сигнализаций;

5) Финансирующие организации;

6) Муниципальное образование;

7) Муниципальное учреждение;

8) МЧС России.

1.2.1. Субъект Российской Федерации как участник Проекта

Полномочия субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным регулированием разграничения полномочий органов государственного (муниципального) управления по финансированию создания (приобретения) пожарной сигнализации, предусматриваются следующими нормативными актами:

1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ);

2) Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).

Заключение договора лизинга и расходы бюджета субъекта Российской Федерации по его исполнению будут осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 72 Бюджетного Кодекса, а также Правилами принятия решений о заключении государственных контрактов, на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утвержденными Постановлением Правительства субъекта Российской Федерации.

Форма проведения субъектом Российской Федерации торгов по Проекту

Торги по выбору лизингодателя будут проводиться в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в форме электронного аукциона.

Согласно части 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р (далее - Перечень). В указанный Перечень включена позиция "Услуги по финансовому посредничеству" (код по ОК 034-2007 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 65). К коду 65 относятся в том числе "услуги по финансовому лизингу" (срок действия договора лизинга сопоставим с ожидаемым периодом амортизации имущества, предоставляемого в лизинг) (раздел по ОК 034-2007 65.21).

1.2.2. Лизингодатель как участник Проекта

Лизингодателем выступит лизинговая компания - юридическое лицо, которое должно соответствовать требованиям к участникам закупки в соответствии с закупочной документацией, предоставит необходимые, подтверждающие документы, и по итогам проведения закупки будет объявлено победителем закупки на право заключения договора лизинга.

Основные требования, которые будут предъявляться к участникам закупки, будут определены при разработке закупочной документации.

Настоящая модель предполагает, что Лизингодатель самостоятельно определит продавца предмета лизинга, заключит с ним договор купли-продажи пожарной сигнализации с определенными в закупочной документации и договоре лизинга техническими условиями. Право Лизингодателя на самостоятельный выбор продавца пожарной сигнализации и организации, осуществляющей ее монтаж, будет закреплено в договоре лизинга на основании ст. 2 Закона "О лизинге".

Лизингодатель заключит с поставщиком договор купли-продажи пожарной сигнализации. Условиями договора будет предусматриваться выплата авансовых платежей по договору купли-продажи, размер которых обеспечит проектирование и необходимое финансирование купли-продажи, монтажа и запуска в эксплуатацию пожарной сигнализации.

Часть авансовых платежей, подлежащих оплате по договору купли-продажи, будет привлекаться Лизингодателем за счет авансовых лизинговых платежей Лизингополучателя.

Другая часть авансовых платежей будет привлекаться Лизингодателем за счет кредита от финансирующей организации. Кредитные средства Лизингодатель может получать под обеспечение из собственных активов. Кроме того, возможно передача предмета лизинга в залог финансирующей организации, а также иные способы обеспечения. Точные размер и условия кредита, привлекаемого Лизингодателем, а также размер авансовых платежей будут определяться закупочной документацией.

1.2.3. Поставщик как участник Проекта

Поставщиком сигнализаций выступит организация, обладающая техническими компетенциями и ресурсами, а также необходимыми финансовыми ресурсами.

1.2.4. Подрядчики как участники Проекта

Подрядчиками в Проекте выступят коммерческие организации, обладающие необходимыми техническими, производственными и иными ресурсами для выполнения предусмотренных проектом монтажных работ. Привлечение подрядчиков будет осуществляться Поставщиком.

1.2.5. Финансирующие организации как участники Проекта

Финансирующими организациями выступят кредитные организации, которые обеспечат предоставление кредитных ресурсов для реализации проекта. Кредитные ресурсы могут предоставляться лизинговой компании на срок заключаемого договора лизинга.

1.2.6. Полномочия Муниципального образования

Муниципальное образование принимает участие в реализации Проекта в части определения объектов, подлежащих модернизации.

Вопросы создания, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений, а также осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений относятся к компетенции муниципальных образований.

1.2.7. Муниципальное учреждение как участник Проекта

Муниципальное учреждение будет осуществлять фактическое пользование пожарной сигнализацией по договору безвозмездного пользования в пользу третьего лица, заключенному между субъектом Российской Федерации и Муниципальным образованием. По данному договору субъект Российской Федерации примет обязанность перед Муниципальным образованием передать пожарную сигнализацию в пользование указанному муниципальным образованием третьему лицу - Муниципальному учреждению. После передачи пожарной сигнализации в муниципальную собственность уже за рамками Проекта Муниципальное образование в качестве собственника наделит муниципальное бюджетное учреждение правом оперативного управления.

2. ДОГОВОРНАЯ (ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ) СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В рамках проекта предусматривается заключение следующих соглашений:

1) Договор лизинга;

2) Договор банковской гарантии;

3) Договор купли-продажи пожарной сигнализации;

4) Кредитный договор;

5) Договор страхования объекта лизинга;

6) Договоры монтажа (опционально);

7) Договор безвозмездного пользования (договор субаренды);

8) Договор выкупа;

9) Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий Проекта.

2.1 ДОГОВОР ЛИЗИНГА

Ключевым соглашением модели является договор лизинга, заключаемый в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ между субъектом Российской Федерации и победителем торгов (Лизингодателем).

2.1.1. Предмет договора лизинга

Предметом лизинга (п. 1 ст. 3 Закона N 164-ФЗ) могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Проектом предусматривается создание и передача субъекту РФ на условиях лизинга пожарной сигнализации.

Требования к пожарной сигнализации будут определены аукционной документацией по заключению договора лизинга в составе технического задания.

2.1.2. Цена договора и лизинговые платежи

В договоре лизинга будет определена цена договора, которая будет включать:

1) Лизинговые платежи;

2) Выкупную цену предмета лизинга.

В состав лизинговых платежей будут включены:

- возмещение затрат Лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга Лизингополучателю;

- возмещение затрат, связанных со страхованием предмета лизинга;

- доход Лизингодателя;

- НДС на лизинговые услуги.

Основная часть цены договора будет выплачиваться Лизингодателю через уплату лизинговых платежей (с точки зрения расходов бюджета данные платежи не будут рассматриваться как бюджетные инвестиции, а как расходы на оплату услуг).

График уплаты и размер лизинговых платежей будут определены в договоре лизинга с учетом общей суммы договора лизинга, определенной по итогам закупки.

При организации аукциона стороны предусмотрят максимальную цену договора лизинга. Максимальная цена будет определяться и обосновываться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (статья 22), а также утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта.

2.1.3. Балансовый учет

Предмет лизинга будет передан на баланс Лизингополучателю. Соответствующее условие будет прописано в договоре лизинга на основании п. 1 ст. 31 Закона N 164-ФЗ. Налог на имущество лизингодателем уплачиваться не будет, т.к. имущество будет отсутствовать на его балансе.

2.1.4. Срок лизинга

Общий срок договора лизинга будет установлен с учетом срока проекта и срока возврата инвестиций (уплату лизинговых платежей и выкупной стоимости).

2.1.5. Переход права собственности

После выплаты лизинговых платежей и выкупной стоимости субъект Российской Федерации приобретет право собственности на объект лизинга (при условии отсутствия просроченной задолженности Лизингополучателя по уплате лизинговых платежей, пени, штрафов, предусмотренных Договором лизинга). Фактически выкуп будет осуществлен на основании отдельного договора купли-продажи (договора выкупа), заключаемого между субъектом Российской Федерации и Лизингодателем в соответствии с положениями п. 5 ст. 15 Закона N 164-ФЗ. Обязательства по заключению данного договора будут предусмотрены договором лизинга.

2.2 ДОГОВОР БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ

Исполнение договора лизинга будет обеспечиваться банковской гарантией, предоставляемой Лизингодателем субъекту РФ.

Банковская гарантия в силу п. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ должна составлять не менее 10% от начальной (максимальной) цены договора с учетом стоимости объекта лизинга в рамках проекта, но не менее размера получаемого аванса.

Банковская гарантия может быть предоставлена банком, который соответствует включенным в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (п. 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Перечень банков, соответствующих требованиям, размещен на сайте:

http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700

К банковской гарантии предъявляются следующие требования (п. 2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ):

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом лизингополучателю в случае ненадлежащего исполнения обязательств лизинговой компанией;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом того, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Непосредственно договор банковской гарантии будет заключаться Лизингодателем с банком в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (параграф 6 главы 23 ГК РФ).

2.3 ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

2.3.1. Содержание договора купли-продажи

Договор купли-продажи пожарной сигнализации является обязательным договором, сопутствующим договору лизинга и подлежащим заключению в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона N 164-ФЗ.

Описание имущества, поставляемого в рамках такого договора купли-продажи будет идентично описанию предмета лизинга в Договоре лизинга.

2.3.2. Основные условия договора купли-продажи

Помимо предмета договора существенным условием договора купли-продажи является цена. Цена приобретения пожарной сигнализации будет определена путем установления твердой суммы в соответствии с предполагаемой стоимостью будущего готового предмета лизинга, состоящей из стоимости пожарной сигнализации и услуг по ее проектированию и монтажу.

2.4 КРЕДИТНЫЕ ДОГОВОРЫ

Кредитный договор заключается между финансирующей организацией (коммерческим банком) и лизингодателем.

Правовое регулирование кредитных соглашений осуществляется в соответствии с нормами параграфа 2 главы 42 ГК РФ и иными нормативными документами.

Кредитный договор с лизингодателем будет заключаться на весь срок договора лизинга.

2.5 ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ПРЕДМЕТА ЛИЗИНГА

Договор страхования предмета лизинга (страхование имущества, ст. 930 ГК РФ) будет заключаться лизингодателем в целях минимизации рисков, связанных с утратой или повреждением предмета лизинга.

Данный договор страхования будет являться сопутствующим договором по отношению к договору лизинга в смысле п. 2 ст. 15 Закона N 164-ФЗ. Расходы по договору страхования, понесенные лизингодателем, будут включены в стоимость лизинговых платежей.

2.6 ДОГОВОРЫ ПОДРЯДА

Договоры подряда на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации будут включать договор на проектирование и монтаж. Соответствующие договоры будут заключены между Поставщиком и выбранными им подрядчиками. Выбор подрядчика в рамках контрактной схемы осуществляется Поставщиком самостоятельно.

2.7 ДОГОВОР БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ДОГОВОР ССУДЫ)

Передача права пользования на пожарную сигнализацию муниципальному бюджетному учреждению будет осуществляться посредством договора безвозмездного пользования, заключаемому между субъектом Российской Федерации и Муниципальным образованием, при котором фактическое пользование будет передано третьему лицу - Муниципальному учреждению (далее - МУ).

Договор безвозмездного пользования заключается в порядке, предусмотренном Главой 36 ГК РФ. Предметом договора безвозмездного пользования в рамках модели будет являться обязательство по передаче субъектом Российской Федерации имущества в качестве лица, уполномоченного собственником (лизингодателем), в пользование МУ, а также обязательство получающей стороны (МУ) вернуть вещь с учетом нормального износа (в состоянии, обусловленном договором).

Возможность заключения субъектом Российской Федерации как лизингополучателем договора безвозмездного пользования определяется статьей 615 ГК РФ, предусматривающей право арендатора на заключение соответствующего договора при наличии согласия собственника (арендодателя - лизингодателя). Также Закон N 164-ФЗ не содержит запрета на передачу лизингополучателем принадлежащего ему на основании договора лизинга права пользования.

Расходы по содержанию пожарной сигнализации будет нести Муниципальное образование в объеме, в котором данная обязанность на него возложена по закону.

2.8 ДОГОВОР ВЫКУПА МЕЖДУ ЛИЗИНГОДАТЕЛЕМ И СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Договор выкупа будет заключен между Лизингодателем и субъектом Российской Федерации после внесения всех лизинговых платежей (при условии отсутствия просроченной задолженности Лизингополучателя по уплате лизинговых платежей, пени, штрафов, предусмотренных Договором лизинга) в целях передачи права собственности на пожарную сигнализацию. Договор заключается на основании п. 5 ст. 15 Закона N 164-ФЗ.

Цена, предусматриваемая в договоре, определяется в соответствии с графиком лизинговых платежей.

3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА, ВОЗВРАТ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И МЕХАНИЗМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

3.1 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

В первую очередь финансовые средства будут направлены на замену систем, установленных более 10 лет назад (первая очередь), далее - установленных более 5 лет назад (вторая очередь).

Реализация Проекта осуществляется за счет средств, аккумулируемых и привлекаемых Лизингодателем.

Дополнительные функции участников Проекта по финансированию следующие:

Лизингодатель:

- обеспечит выплату авансового платежа Поставщику, за счет средств, полученных от субъекта Российской Федерации по договору лизинга в качестве аванса, а также за счет собственных/кредитных средств (для проектирования и строительства).

Поставщик:

- получит авансовый платеж от лизингодателя по договору купли-продажи;

- заключит договор выполнения монтажных работ с подрядчиком, обеспечивающим предоставление обеспечения по выполнению обязательств или частичное выполнение работ за счет собственных средств (с последующей оплатой Поставщиком).

Субъект Российской Федерации:

- обеспечит выплату авансового (обеспечительного) платежа Лизингодателю по договору лизинга в размере, согласованном в рамках финансовой модели;

- обеспечит выплату платежей по Договору лизинга.

Финансирующая организация:

- обеспечит предоставление лизингодателю или Поставщику кредитных ресурсов.

Подрядчик, привлекаемый для монтажа пожарной сигнализации:

- при необходимости обеспечит частичное финансирование выполнения монтажных работ за счет собственных средств с последующей оплатой Поставщиком.

3.2 ВОЗВРАТ ИНВЕСТИЦИЙ ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ И МЕХАНИЗМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УПЛАТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Возврат вложенных и привлеченных Лизингодателем инвестиций будет осуществляться за счет лизинговых платежей, выплачиваемых Лизингодателю из бюджета субъекта Российской Федерации в течение предусмотренного договором лизинга срока (5 лет).

Лизингодатель будет осуществлять расчеты с Поставщиком по договору купли-продажи в соответствии с согласованным графиком платежей. Исполнение бюджетных обязательств по договору лизинга будет осуществляться субъектом Российской Федерации в следующем порядке:

1. До проведения закупки на заключение договора лизинга субъект Российской Федерации примет государственную программу, в которой будут предусмотрены средства на выплату лизинговых платежей и выкупной стоимости по договору лизинга в соответствии с планируемым графиком и размерами уплаты лизинговых платежей по годам;

2. Субъект Российской Федерации обеспечит включение средств, предусмотренных государственной программой, в бюджет субъекта Российской Федерации в плановый период, в котором предусматривается уплата аванса и лизинговых платежей;

Таким образом, для подготовки к закупке и в целях обеспечения выполнения финансовых обязательств субъекта Российской Федерации потребуется:

1. принятие государственной программы, предусматривающей соответствующие расходы по лизинговым платежам;

2. корректировка бюджета субъекта РФ в части планового периода в котором предусматривается уплата аванса и лизинговых платежей;

3. включение расходов по Проекту в бюджет.

4. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРОЕКТА

4.1 ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПО ПРОЕКТУ.

N
Наименование риска
Описание риска
Распределение риска
Риски инвестиционной стадии
1.
Риски качества предпроектной документации
Вероятность ошибок в предпроектной документации, которые повлекут увеличение сроков и бюджета
Поставщик, Лизингодатель
Риски строительной стадии
2.
Ошибки в проектировании
Неверные технические решения
Поставщик, Лизингодатель
3.
Риски нарушения технических спецификаций
Низкое качество описания технических требований в лизинговом договоре и договоре купли-продажи, и подрядных договорах
Поставщик, Лизингодатель
4.
Риск увеличения стоимости строительства
Вероятность незапланированного превышения бюджета
Поставщик
5.
Чрезвычайные происшествия на территории строительных работ
Аварийные и подобные ситуации
Поставщик
6.
Риски сроков ввода в эксплуатацию
Задержка со стороны государственных органов
Субъект Российской Федерации, Поставщик, Лизингодатель
Риски эксплуатационной стадии
7.
Риски сбоев в эксплуатации
Поломки, аварии и т.д.
Субъект Российской Федерации, Поставщик (в пределах гарантийного срока)
8.
Риски гибели или повреждения имущества
Полная или частичная утрата имущества
Субъект Российской Федерации
СКВОЗНЫЕ РИСКИ
Финансовые риски
9.
Валютные риски
Удорожание стоимости строительства в результате негативного изменения курса валют
Поставщик
10.
Риски невыполнения государством (Субъектом Российской Федерации) бюджетных обязательств
Неисполнение бюджетных мер поддержки проекта по причинам недостаточности средств бюджета
Субъект Российской Федерации
Юридические риски
11.
Изменение законодательства
Неблагоприятные изменения действующего законодательства
Совместно
12.
Оспаривание конкурентных процедур
В зависимости от времени наступления:
Устранение нарушений в процессе проведения аукциона
Аннулирование результатов аукциона и повторное проведение аукциона
Признание договора лизинга незаключенным или недействительной сделкой.
Субъект Российской Федерации - до подписания договора лизинга
Совместно - после подписания договора лизинга
Политические риски
13.
Риск отсутствия поддержки со стороны государственных органов
Утрата интереса к реализации Проекта
Совместно