См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО
от 24 июля 2014 г. N 14-7-3135

Направляем для использования в работе Методические рекомендации по организации совместной работы территориальных органов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности участников фестивалей и других мероприятий с массовым пребыванием людей (далее - Методические рекомендации), утвержденные заместителем министра генерал-лейтенантом В.В. Степановым.

Прошу организовать совместную работу по изучению Методических рекомендаций с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами фестивалей и других мероприятий с массовым пребыванием людей.

Вр.и.о. директора
Департамента
гражданской защиты
генерал-майор
А.И.МАКАРЬИН

Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской
обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации
последствий стихийных
бедствий
генерал-лейтенант
В.В.СТЕПАНОВ
22 июля 2014 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС
РОССИИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЕЙ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ
С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ

1. Введение

Ежегодно в Российской Федерации проводится значительное количество массовых мероприятий (праздничных, спортивных, политических и др.), собирающих от нескольких десятков до нескольких десятков тысяч человек.

Организаторами массовых мероприятий, как правило, являются организации различных форм собственности, общественные объединения, органы местного самоуправления (далее - ОМСУ), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - ОИВ субъекта РФ), федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ).

Анализ происшествий в ходе проведения массовых мероприятий (гибель людей на Всероссийском Ильменском фестивале авторской песни, массовое пищевое отравление на Всероссийском молодежном образовательном форуме "Селигер-2014") позволяет сделать вывод о имеющих место проблемах в организации взаимодействия органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и территориальных органов МЧС России (далее - ТО МЧС России) по определению совместных действий по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей.

2. Общие положения

2.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для выработки единых подходов при организации совместной работы ТО МЧС России и органов управления федеральной и территориальной подсистем РСЧС (далее - ФП и ТП РСЧС) по обеспечению безопасности, защиты жизни и здоровья участников культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных, рекламных и других мероприятий с массовым пребыванием людей, проводимых в стационарных или временных сооружениях, а также на открытых площадках, в том числе: в лесах, парках, садах, скверах, на бульварах, улицах, площадях, и других территориях.

Методические рекомендации могут применяться в случае отсутствия установленного законодательством порядка подготовки и проведения массовых мероприятий.

2.2. В настоящих Рекомендациях используются следующие основные понятия:

безопасность участников - состояние защищенности жизненно-важных интересов участников массовых мероприятий от непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, требующих принятия комплекса мер, направленных на пожарную безопасность, защиту от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение безопасности при эксплуатации объектов, на которых проводится мероприятие с массовым пребыванием людей;

массовое мероприятие - мероприятие, проводимое по согласованию с органами местного самоуправления, определенное по месту проведения, времени и количеству участников, от 50-ти и более человек, объединенных единством целей, интересов и потребностей политического, спортивного либо культурно-зрелищного, религиозного и иного характера;

участники массового мероприятия - представители организаций и учреждений, физические лица, которые принимают непосредственное участие в организации и проведении массового мероприятия;

личная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, ее прав и свобод, чести, достоинства и здоровья как гражданина;

организатор массового мероприятия (далее - Организатор) - любые юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы или физические лица, являющиеся инициаторами массового мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения;

объект (место) проведения массового мероприятия - здание или сооружение государственных, муниципальных учреждений, иных форм собственности, либо комплекс таких зданий и сооружений, включая прилегающую к ним открытую территорию, временно предназначенные или подготовленные для проведения массовых мероприятий, а также специально определенные на период их проведения открытые территории (городские площади, улицы, водоемы, спортивные сооружения, стадионы и другие территории для проведения данных мероприятий);

администрация объекта проведения массового мероприятия (далее - Администрация объекта) - юридическое, физическое или должностное лицо, в собственности, распоряжении (аренде), административном или ином управлении которого находится объект проведения массового мероприятия.

3. Территориальный орган МЧС России

3.1. Для заблаговременного планирования мероприятий по обеспечению жизни и здоровья людей и организации взаимодействия с организатором проведения массового мероприятия территориальному органу МЧС России необходимо иметь план проведения массовых мероприятий на год (месяц, квартал и т.д.), утвержденный соответствующим ОИВ субъекта РФ, а также организовать взаимодействие с ОИВ субъекта РФ по ежемесячному уточнению указанного плана и получению заблаговременной информации о проведении внеплановых массовых мероприятий.

В рамках РСЧС ТО МЧС России осуществляет следующие мероприятия: до начала периода подготовки проведения мероприятий с массовым пребыванием людей во взаимодействии с органами управления ФП и ТП РСЧС и организаторами оценивает источники рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- риски возникновения ЧС на транспорте;

- риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах;

- риски возникновения пожаров на объектах проведения массовых мероприятий и природных пожаров в непосредственной близости от них;

- риски возникновения ЧС природного характера;

- риски возникновения ЧС биолого-социального характера.

исходя из анализа рисков заблаговременно доводит до администрации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, <...> территории, прилегающей к проведению массового мероприятия) информацию о возможных чрезвычайных ситуациях, последствия которых могут повлиять на безопасность жизни и здоровья участников и зрителей, проводимых мероприятий (Приказ МЧС России от 31.12.2002 N 632 "Об утверждении порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций");

своевременно представляет информацию о возможных чрезвычайных ситуациях, последствия которых могут повлиять на безопасность жизни и здоровья участников и зрителей, проводимых мероприятий, в Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (В соответствии с исх. ФКУ НЦУКС от 18.06.2014 N 1983-13-1-2);

центры мониторинга и прогнозирования до начала и на весь период проведения фестивалей, а также других мероприятий с массовым пребыванием людей на открытой и лесистой местности, организует и ведет контроль за доведением прогнозов неблагоприятных и опасных метеорологических явлений и прогнозов чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (на основе информации центра "Антистихия" и ЦГМС) до администрации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, открытого сооружения (Приказ МЧС России от 04.03.2011 N 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций РСЧС"), с целью внесения корректив в план проведения мероприятий, а также за выполнением рекомендованных превентивных мероприятий;

участвует в организационных мероприятиях по подготовке массовых мероприятий в рамках своих полномочий (межведомственные совещания по подготовке массовых мероприятий, проведение учений и тренировок на объектах проведения массовых мероприятий, аварии на которых несут угрозу жизни и здоровья участникам);

принимает участие в разработке планов по обеспечению безопасности участников массовых мероприятий в рамках своих полномочий.

3.2. При возникновении угрозы ЧС природного и техногенного характера, в том числе неблагоприятных и опасных метеорологических явлений в день проведения мероприятий:

проводится оповещение организаторов проведения массовых мероприятий, руководителей ОИВ РФ, ОМСУ, организаций и населения об угрозе возникновения ЧС и порядке их действий;

организуется работа межведомственной оперативной группы в составе представителей ТО МЧС России, местного гарнизона пожарной охраны, государственного пожарного надзора, организаторов проведения массового мероприятия, ОИВ субъекта РФ, ОМСУ, организаций, совместное наземное патрулирование в районах проведения мероприятий силами личного состава местных гарнизонов пожарной охраны и представителей органов местного самоуправления муниципальных образований в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности.

осуществляется непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об <...>

организуется непрерывное взаимодействие с организаторами проведения массовых мероприятий, органами управления ФП и ТП РСЧС по вопросам применения запланированных мер, направленных на предотвращение гибели и травматизма участников, в соответствии с возникшей угрозой;

уточняется количество и вместимость ПВР, в которых возможно размещение эвакуированных;

контролируется ход оповещения населения о возникновении возможных ЧС и происшествий, в том числе через ОКСИОН, КСЭОН, средства массовой информации, по каналам радиовещания, через интернет-сайт ТО МЧС России по субъекту РФ, с помощью сотовых операторов путем рассылки СМС-сообщений;

проводится уточнение плана тушения пожара (карточки тушения пожара) на населенный пункт (объект), где планируется проведение массового мероприятия;

выделяются силы и средства в количестве, необходимом для обеспечения безопасности проводимых массовых мероприятий, осуществляется координация действий сил, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, во время проведения массового мероприятия;

предусматривается, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, работа "горячей линии" с привлечением специалистов психологической службы.

организует взаимодействие и контроль по обеспечению исправности источников наружного противопожарного водоснабжения территорий населенных пунктов, в которых планируется проведение массовых мероприятий (пункт 55 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме").

4. Порядок совместной работы ТО МЧС России и организаторов
при планировании проведения массового мероприятия

4.1. ТО МЧС России организует взаимодействие с организатором и рекомендует при подготовке плана проведения массового мероприятия воздерживаться от планирования проведения массовых мероприятий вблизи линий электропередачи высокого напряжения, газопроводов высокого давления, теплотрасс большого диаметра, взрывопожароопасных объектов, строящихся объектов и коммуникаций, в лесистой местности, от проведения этих мероприятий в случае получения неблагоприятного прогноза, а также внести в план следующие мероприятия:

в случае угрозы возникновения и возникновении ЧС немедленная передача всей имеющейся информации в органы управления МЧС России;

разработка схем эвакуации посетителей и персонала, информационных указателей;

состав сил и средств ликвидации ЧС;

порядок организации работ при ликвидации ЧС;

обучение персонала, задействованного в проведении массового мероприятия, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (в том числе путем проведения объектовых тренировок по вопросам обеспечения безопасности);

оборудование автостоянок в месте расположения объекта проведения культурно-зрелищных и спортивно-массовых мероприятий, удаленных на достаточное расстояние для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей;

порядок развертывания изоляторов для временного размещения больных с инфекционной заболеваемостью;

проверка исправности и работоспособности комплекса средств противопожарной защиты на объекте проведения массового мероприятия;

определение ответственных должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности с обязательным обучением по программе пожарно-технического минимума, организация их круглосуточного дежурства;

опашка вокруг места проведения массового мероприятия путем устройства защитной противопожарной минерализованной полосы, скос травы;

схемы выходов с территории при эвакуации на случай возникновения ЧС;

обеспечение системой оповещения людей на случай возникновения чрезвычайной ситуации;

расстановка резервуаров с водой на нужды пожаротушения;

подъезд пожарной техники к объектам, расположенным на территории проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;

обеспечение расстановки транспортных средств на открытой площадке для стоянки транспорта с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре;

порядок организации оказания медицинской помощи участникам, зрителям, техническому и обслуживающему персоналу массового мероприятия, размещение медицинского персонала и (или) предоставление помещений для организации временных медицинских пунктов вблизи места проведения массового мероприятия;

порядок организации управления, взаимодействия, связи и оповещения при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Приложением к плану могут быть "Правила поведения посетителей", инструкции о мерах безопасности, правила поведения при возникновении ЧС и происшествий, маршруты движения зрителей и иных участников мероприятия от остановок общественного транспорта к объекту или месту проведения мероприятия, а также пути эвакуации с учетом недопущения встречных потоков посетителей массового мероприятия.

ТО МЧС России необходимо принять меры по участию в заблаговременном согласовании данного плана по вопросам в части, касающейся компетенции МЧС России.

5. Организация реагирования сил территориальной
и функциональных подсистем РСЧС

5.1. Организаторам, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ во взаимодействии с территориальным органами МЧС России необходимо предусмотреть создание группировки сил и средств в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС на период проведения мероприятия в составе:

Первый эшелон:

оперативная группа местного гарнизона пожарной охраны;

поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования субъекта РФ;

дежурные караулы пожарных частей субъекта РФ;

силы и средства Министерства здравоохранения и МВД России, других министерств и ведомств.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основными задачами сил и средств первого эшелона являются:

локализация чрезвычайной ситуации;

тушение пожаров;

организация и ведение радиационной и химической разведки и контроля;

проведение поисково-спасательных работ;

оказание первой помощи пострадавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с задачей по ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства второго эшелона.

Второй эшелон:

оперативная группа Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

оперативные группы органов управления и сил РСЧС;

подвижный пункт управления (ППУ) Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

резервные караулы пожарных частей;

силы и средства территориальной подсистемы РСЧС;

специализированные бригады скорой медицинской помощи центра медицины катастроф.

Срок их прибытия в район ЧС не более трех часов.

Основными задачами сил и средств второго эшелона являются:

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организация и ведение радиационной и химической разведки и контроля;

локализация радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

жизнеобеспечение пострадавшего населения и оказание ему специализированной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией ЧС, привлекаются силы и средства резерва.

5.2. Порядок реагирования

В целях выполнения основной задачи - обеспечение безопасности и защиты жизни и здоровья участников фестивалей и других мероприятий с массовым пребыванием людей определить следующий порядок реагирования:

При получении информации о происшествии или чрезвычайной ситуации немедленно задействуются силы, непосредственно прикрывающие объект.

При этом источниками информации могут являться:

сотрудник МЧС России;

представитель (руководитель) Организатора;

представитель (руководитель) Администрации;

представитель органа управления (подразделения) функциональной или территориальной подсистемы РСЧС;

очевидец (сотрудник служб обеспечения) через Систему-112, ЕДДС.

Силы первого эшелона, непосредственно прикрывающие объекты, выдвигаются к месту происшествия или ЧС при поступлении сообщения в дежурно-диспетчерские службы или по команде ЦУКС через диспетчера ЕДЦС муниципального района.

Привлечение сил второго эшелона и резерва осуществляется по запросу руководителя ликвидации ЧС, либо по решению ведомственного оперативного штаба субъекта РФ по согласованию с оперативным штабом регионального центра МЧС России, исходя из обстановки.

5.3. Порядок действий сил и средств по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера.

При возникновении техногенных пожаров:

1. Прием и обработка сообщения о пожаре.

2. Направление к месту пожара сил и средств, предусмотренных планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

3. Выезд, следование и прибытие к месту пожара.

4. Разведка места пожара, в ходе которой проводится:

уточнение наличия и характера угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

уточнение наличия и возможности сопутствующих проявлений опасных факторов пожара;

уточнение места и параметров пожара, а также возможные пути распространения огня;

уточнение наличия и возможности использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);

обнаружение ближайших водоисточников;

обнаружение электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;

контроль за состоянием и поведением строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;

уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

определение возможных путей ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;

уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;

5. Проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, в том числе:

спасание людей и имущества;

оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;

отключение электроустановок, находящихся под напряжением;

проведение работ по вскрытию и разборке конструкций в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

6. Развертывание сил и средств, в том числе:

предварительное развертывание, с установкой пожарных автомобилей на водоисточники, прокладкой магистральных рукавных линий и установкой разветвлений;

полное развертывание, с прокладкой рабочих рукавных линий и их заполнением огнетушащими средствами.

7. Проведение работ по ликвидации горения, в том числе:

создание оперативного штаба тушения пожара;

создание участков и секторов тушения пожара;

создание контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

использование имеющихся стационарных установок и систем тушения пожаров;

использование приборов подачи различных огнетушащих веществ, сосредоточенных на пожаре.

8. Выполнение специальных работ, в том числе:

организация связи и оповещения;

освещение места пожара;

дымоудаление;

восстановление работоспособности технических средств;

подъем (спуск) на высоту;

вскрытие и разборка конструкций.

9. Сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования.

10. Возвращение в пункт постоянной дислокации.

При возникновении природных пожаров:

1. Прием и обработка сообщения о пожаре.

2. Направление к месту пожара сил и средств, предусмотренных Планом тушения лесного пожара (сводным планом тушения лесного пожара).

3. Выезд, следование и прибытие к месту пожара.

4. Разведка места пожара, в ходе которой:

уточнение наличия и характера угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) и оповещения населения;

уточнение вида и параметров природного пожара, а также возможные пути и способы распространения огня;

обнаружение ближайших водоисточников;

уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению природного пожара;

определение возможных путей ввода сил и средств подразделений для тушения природного пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;

уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения;

уточнение наличия и характера угрозы объектам, их местонахождение, пути, способы и средства их защиты.

5. Проведение работ по ликвидации горения, в том числе:

создание оперативного штаба тушения пожара;

создание участков и секторов тушения пожара;

использование приборов подачи воды, сосредоточенных на пожаре, а также шанцевого инструмента и приборов отжига.

6. Выполнение специальных работ, в том числе:

организация связи и оповещения;

восстановление работоспособности технических средств.

7. Сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования.

8. Возвращение в пункт постоянной дислокации.

При возникновении техногенных ЧС:

1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения и обмен информацией с силами РСЧС.

2. Направление к месту ЧС сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, гарнизонов пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС.

3. Выезд, следование и прибытие к месту ЧС.

4. Разведка места ЧС, в ходе которой:

уточнение общей обстановки на маршруте ввода и на месте проведения спасательных работ;

определение типа зданий и сооружений по функциональному назначению, их этажность;

характер, масштабы и структуру завалов, состояние подходов к ним; проходимость местности на местах проведения работ для тяжелой техники; объемы инженерных работ по оборудованию подходов к завалам и расчистке мест развертывания техники;

определение возможного числа пострадавших, характер их поражения, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) и оповещения людей;

выявление возможного заражения местности, наличия пожаров, задымлений и загазованности;

уточнение состояния коммунально-энергетических сетей, способы и целесообразность их отключения;

прогнозирование последствий ЧС и уточнение наличия и возможности ее вторичных проявлений (обвалы, взрывы, разрушения и т.д.);

уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ:

уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения.

5. Проведение поисково-спасательных работ, в том числе:

обследование всего участка спасательных работ, с применением кинологических расчетов и специальных акустических приборов поиска, определение и обозначение мест нахождения пострадавших;

высвобождение пострадавших с помощью ручной разборки завалов и применения средств малой механизации, оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;

обеспечение доступа воздуха пострадавшим;

эвакуация пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт временного размещения;

отключение электроустановок, находящихся под напряжением;

последовательно поэтапная вертикальная и горизонтальная разборка завалов с использованием основных средств механизации аварийно-спасательных работ.

6. Проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе:

работы по инженерной и организационной подготовке рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;

разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;

укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;

погрузка и вывоз конструкций зданий и сооружений с участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;

7. Проведение поисковых работ, в том числе:

поиск и извлечение погибших людей;

поиск, обработка и захоронение биологических останков животных.

8. Проведение работ по РХБ защите:

ведение химической и радиационной разведки зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами;

осуществление контроля за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;

осуществление локализации источников химического заражения;

обеспечение проведения спасательных работ на зараженных участках (объектах);

осуществление обеззараживания территории, маршрутов, объектов работ;

осуществление специальной обработки техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарной обработки личного состава сил РСЧС.

9. Выполнение специальных работ, в том числе:

тушение возможных пожаров;

организация связи и оповещения;

освещение мест работ;

восстановление работоспособности технических средств.

10. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.

11. Возвращение в пункт постоянной дислокации.

При возникновении землетрясений, бурь, смерчей и тайфунов:

1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения и обмен информацией с силами РСЧС, уточнение прогноза по дальнейшему распространению опасных природных явлений, влияющих на проведение АСДНР.

2. Направление к месту ЧС сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, гарнизонов пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС.

3. Выезд, следование и прибытие к месту ЧС.

4. Разведка места ЧС, в ходе которой:

уточнение общей обстановки на маршруте ввода и на месте проведения спасательных работ;

определение типа зданий и сооружений по функциональному назначению, их этажность;

характер, масштабы и структуру завалов, состояние подходов к ним; проходимость местности на местах проведения работ для тяжелой техники; объемы инженерных работ по оборудованию подходов к завалам и расчистке мест развертывания техники;

определение возможного числа пострадавших, характер их поражения, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) и оповещения людей;

выявление возможного заражения местности, наличия пожаров, задымлений и загазованности;

определение размеров и характера разрушений, границ разрывов и разломов земной поверхности;

уточнение состояния коммунально-энергетических сетей, способы и целесообразность их отключения;

прогнозирование последствий ЧС и уточнение наличия и возможности ее вторичных проявлений (обвалы, взрывы, разрушения и т.д.);

регистрирование возможных подземных толчков и колебаний поверхности земли, определение скорости и направления ветра;

уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ;

уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения.

5. Проведение поисково-спасательных работ, в том числе:

обследование всего участка спасательных работ, с применением кинологических расчетов и специальных акустических приборов поиска, определение и обозначение мест нахождения пострадавших;

высвобождение пострадавших с помощью ручной разборки завалов и применения средств малой механизации, оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;

обеспечение доступа воздуха пострадавшим;

эвакуация пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт временного размещения;

отключение электроустановок, находящихся под напряжением;

последовательно поэтапная вертикальная и горизонтальная разборка завалов с использованием основных средств механизации аварийно-спасательных работ.

6. Проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе:

работы по инженерной и организационной подготовке рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;

разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;

укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;

погрузка и вывоз конструкций зданий и сооружений с участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации.

7. Проведение поисковых работ, в том числе:

поиск и извлечение погибших людей;

поиск, обработка и захоронение биологических останков животных.

8. Проведение работ по РХБ защите:

ведение химической и радиационной разведки зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами;

осуществление контроля за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;

осуществление локализации источников химического заражения;

обеспечение проведения спасательных работ на зараженных участках (объектах);

осуществление обеззараживания территории, маршрутов, объектов работ;

осуществление специальной обработки техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарной обработки личного состава сил РСЧС.

9. Выполнение специальных работ, в том числе:

тушение возможных пожаров;

организация связи и оповещения;

освещение мест работ;

восстановление работоспособности технических средств.

10. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.

11. Возвращение в пункт постоянной дислокации.

При возникновении наводнений, паводков, подтоплений:

1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения и обмена информацией с силами РСЧС, уточнение прогноза по дальнейшему распространению опасных природных явлений, влияющих на проведение АСДНР.

2. Направление к месту ЧС сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, гарнизонов пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС.

3. Выезд, следование и прибытие к месту ЧС.

4. Разведка места ЧС, в ходе которой:

уточнение общей обстановки на маршруте ввода и на месте проведения спасательных работ;

определение размеров затопления;

характер, масштабы подтопления, состояние подходов к ним;

проходимость местности на местах проведения работ для маломерных судов и вездеходной техники; объемы инженерных работ по оборудованию подходов к объектам и расчистке мест развертывания техники;

определение возможного числа пострадавших, характер их поражения, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), оповещения и эвакуации людей;

определение размеров и характера разрушений, границ размывов и обрушений мостов, автомобильных дорог и иных путей сообщения;

уточнение состояния коммунально-энергетических сетей, способы и целесообразность их отключения;

прогнозирование последствий ЧС и уточнение наличия и возможности ее вторичных проявлений (повышение уровня воды и повторного затопления);

уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ;

уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения.

5. Проведение поисково-спасательных работ, в том числе:

высвобождение пострадавших с помощью ручной разборки завалов и применения средств малой механизации, а также спуск пострадавших с возвышенностей (крыши домов, столбы, деревья), оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;

эвакуация пострадавших из зон опасности на пункт временного размещения;

отключение электроустановок, находящихся под напряжением.

6. Проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе:

работы по инженерной и организационной подготовке рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;

разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;

укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;

погрузка и вывоз конструкций зданий и сооружений с участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации.

7. Проведение поисковых работ, в том числе:

поиск и извлечение погибших людей;

поиск, обработка и захоронение биологических останков животных.

8. Проведение работ по РХБ защите:

ведение химической и радиационной разведки зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами;

осуществление контроля за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;

осуществление локализации источников химического заражения;

обеспечение проведения спасательных работ на зараженных участках (объектах);

осуществление обеззараживания территории, маршрутов, объектов работ;

осуществление специальной обработки техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарной обработки личного состава сил РСЧС.

9. Выполнение специальных работ, в том числе:

тушение возможных пожаров;

организация связи и оповещения;

освещение мест работ.

10. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.

11. Возвращение в пункт постоянной дислокации.

При возникновении оползней, селей, лавин:

1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения и обмена информацией с силами РСЧС, уточнение прогноза по дальнейшему распространению опасных природных явлений, влияющих на проведение АС ДПНР.

2. Направление к месту ЧС сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, гарнизонов пожарной охраны для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС.

3. Выезд, следование и прибытие к месту ЧС.

4. Разведка места ЧС, в ходе которой:

уточнение общей массы схода грунта (снега), его объема, обстановки на месте проведения спасательных работ;

определение проходимости местности на местах проведения работ для тяжелой техники; объемы инженерных работ по оборудованию подходов к завалам и расчистке мест развертывания техники;

определение возможного числа пострадавших, характер их поражения, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) и оповещения людей;

уточнение состояния коммунально-энергетических сетей, способы и целесообразность их отключения;

уточнение достаточности сил и средств подразделений, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ;

уточнение порядка и способов транспортировки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения.

5. Проведение поисково-спасательных работ, в том числе:

обследование всего участка спасательных работ, с применением кинологических расчетов, специальных акустических приборов поиска и ручных щупов, определение и обозначение мест нахождения пострадавших;

высвобождение пострадавших с помощью ручной разборки скальных, грунтовых, снежно-ледяных завалов и применения средств малой механизации, оказание первой помощи пострадавшим, в случае угрозы их жизни и здоровью;

обеспечение доступа воздуха пострадавшим;

эвакуация пострадавших из зон опасности (мест блокирования) на пункт временного размещения;

отключение электроустановок, находящихся под напряжением;

последовательно поэтапная горизонтальная разборка скальных, грунтовых, снежно-ледяных завалов с использованием основных средств механизации инженерно-спасательных работ.

6. Проведение аварийно-восстановительных работ, в том числе:

работы по инженерной и организационной подготовке рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации;

разбор завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах;

укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ;

погрузка и вывоз конструкций зданий и сооружений с участков спасательных работ и рабочих мест в зоне чрезвычайной ситуации.

7. Проведение поисковых работ, в том числе:

поиск и извлечение погибших людей;

поиск, обработка и захоронение биологических останков животных.

8. Проведение работ по РХБ защите:

ведение химической и радиационной разведки зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами;

осуществление контроля за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;

осуществление локализации источников химического заражения;

обеспечение проведения спасательных работ на зараженных участках (объектах);

осуществление обеззараживания территории, маршрутов, объектов работ;

осуществление специальной обработки техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарной обработки личного состава сил РСЧС.

9. Выполнение специальных работ, в том числе:

тушение возможных пожаров;

организация связи и оповещения;

освещение мест работ.

10. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.

11. Возвращение в пункт постоянной дислокации.

При возникновении дорожно-транспортных происшествий:

1. Прием и обработка сообщения о ДТП.

2. Направление к месту ДТП сил и средств, предусмотренных Планом прикрытия автомобильных дорог субъекта.

3. Выезд, следование и прибытие к месту ДТП.

4. Первичный осмотр и подготовка пострадавших к извлечению.

5. Отключение АКБ в аварийном ТС.

6. Оцепление зоны (места) ДТП и ее обозначение.

7. Извлечение (деблокирование) пострадавших из аварийного ТС.

8. Предотвращение действий вторичных поражающих факторов, в том числе:

ограничение или прекращение дорожного движения;

локализация или ликвидация утечки и разлива ГСМ;

локализация или ликвидация пожара (возгорания).

9. Стабилизация ТС, в том числе:

закрепление неустойчивых объектов, вызывающих опасность на начальных стадиях спасательной операции;

закрепление аварийного ТС с заблокированными людьми для предотвращения получения дополнительных травм пострадавшими.

10. Оказание первой помощи пострадавшим.

11. Эвакуация пострадавших и передача их бригадам скорой медицинской помощи.

12. Сбор и проверка комплектности аварийно-спасательного инструмента и оборудования.

13. Возвращение в пункт постоянной дислокации.

При возникновении массовых инфекционных заболеваний людей:

1. Прием и обработка сообщения о ЧС, организация оповещения, обмена информацией с силами РСЧС.

2. Немедленное доведение информации до органов Роспотребнадзора.

3. Направление сил и средств РСЧС к месту возникновения биолого-социальной ЧС.

4. Проведение комплекса противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий:

установление противоэпидемического режима (карантин, обсервация);

раннее выявление больных и подозреваемых по заболеванию путем обходов, их изоляция, с дальнейшей эвакуацией в лечебно-профилактические учреждения;

санитарная обработка людей, дезинфекция одежды, обуви, предметов ухода;

дезинфекция территории, транспорта, помещений;

обеззараживание пищевых отходов, сточных вод и продуктов жизнедеятельности больных и здоровых людей;

проведение санитарно-просветительской работы среди участников массовых мероприятий.

5. Возвращение в пункт постоянной дислокации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области