См. Документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО
от 8 июня 2021 г. N ИГ-19-1691

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент надзорной деятельности и профилактической работы, рассмотрев совместно с головным научно-исследовательским институтом МЧС России пожарно-технического профиля обращение, поступившее в адрес МЧС России в форме электронного документа, направляет мнение специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

Заместитель директора
Департамента надзорной деятельности
и профилактической работы
А.А.МАКЕЕВ

Приложение

МНЕНИЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ ФГБУ ВНИИПО МЧС РОССИИ ПО ВОПРОСАМ,
ИЗЛОЖЕННЫМ В ОБРАЩЕНИИ

Рассмотрев обращение по вопросу определения понятия "комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, сообщаем следующее.

Словосочетание "комплекс мероприятий" достаточно часто используется в нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). При этом определение этого термина в нормативных правовых актах отсутствует.

Значение слова "комплекс" заключается в том, что под комплексом понимается совокупность, сочетание предметов, явлений, действий, свойств.

В свою очередь, под термином "мероприятие" понимается организованное действие или совокупность действий, направленных на достижение определенной цели.

Синонимами словосочетания "комплекс мероприятий" являются "система мероприятий", "совокупность мероприятий".

Таким образом, под "комплексом организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности" следует понимать "совокупность (систему) превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (в том числе на предотвращение гибели людей на пожарах)".

Комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности приведен в двух нормативных правовых актах Российской Федерации: в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) и в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила). При этом, если Технический регламент содержит в основном технические требования по обеспечению пожарной безопасности, то Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Поэтому должностные лица органов ГПН МЧС России вправе потребовать создание указанной системы в объеме требований, указанных в приведенных выше нормативных правовых актах и отразить это требование в предписании.

Кроме того, должностные лица органов ГПН МЧС России вправе потребовать соблюдение комплекса мер пожарной безопасности (совокупности требований пожарной безопасности), предусмотренных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации.

Главный научный
сотрудник НИЦ АУО и ТП
доктор технических наук
А.В.МАТЮШИН

Начальник отдела 1.2 НИЦ ОУП
Е.В.КОЗЫРЕВ

Начальник сектора
отдела 3.4 НИЦ НТП ПБ
А.С.БАРАНОВСКИЙ

Ведущий научный сотрудник
отдела 3.4 НИЦ НТП ПБ
кандидат технических наук
С.В.МУСЛАКОВА

Научный сотрудник
отдела 1.2 НИЦ ОУП ПБ
М.А.ШАРАПОВ