ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШЕСТОГО СОЗЫВА
КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ПИСЬМО
от 3 июля 2015 г. N 3.31-19/645/87913
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел обращение по вопросу о возможности принятия решения об отсутствии необходимости подготовки правил землепользования и застройки и сообщает следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:
1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.
Из данной нормы, по мнению Комитета, следует, что при наличии указанных в пунктах 1 и 2 части 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации условий орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана, при условии принятия одновременно решения о подготовке правил землепользования и застройки.
Такой подход обусловлен тем, что в отличие от документов территориального планирования, которые носят в целом стратегический характер, прежде всего, направленный на планирование развития территорий, правила землепользования и застройки определяют конкретные параметры использования территории (в том числе разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства) и необходимы для обеспечения соответствующего режима использования территории, закрепления правового режима земельных участков в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Следует также учесть, что отсутствие утвержденных органам местного самоуправления правил землепользования и застройки с 1 июля 2016 года влечет ряд негативных последствий, в числе которых:
1) запрет на предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 14 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации");
2) запрет на выдачу разрешений на строительство (статья 17.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации");
3) отсутствие возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков (пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Дополнительно сообщаю, что Комитетом осуществляется подготовка к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении проекта федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации", которым, в частности, предусматривается обязанность всех муниципальных образований утвердить применительно к территории таких муниципальных образований правила землепользования и застройки до 1 января 2021 года.
Председатель Комитета
А.Ю.РУССКИХ