См. Документы Федерального казначейства
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 17 августа 2015 г. N 07-04-05/09-553
О ДОВЕДЕНИИ
ПИСЕМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
И ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Направляем для сведения и учета в работе письмо Федерального казначейства от 03.07.2015 N 07-04-04/09-598 с вопросами по организации исполнения решений налоговых органов, а также письмо Федеральной налоговой службы от 05.08.2015 N ЕД-4-8/13673@ с ответами на поставленные вопросы.
И.о. руководителя
Федерального казначейства
С.Е.ПРОКОФЬЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 августа 2015 г. N ЕД-4-8/13673@
О РЕШЕНИЯХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо Федерального казначейства от 03.07.2015 N 07-04-04/09-598 (далее - Письмо), сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора). Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
До внесения Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ изменений в Кодекс законодательство о налогах и сборах не содержало каких-либо ограничений, касающихся порядка применения налоговыми органами положений статей 69 и 70 Кодекса, в зависимости от размера задолженности.
В связи с отсутствием экономической целесообразности совершения налоговыми органами затрат, превышающих взыскиваемую сумму задолженности по обязательным платежам, были внесены изменения в статью 70 Кодекса, которыми предусмотрено увеличение срока направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа до одного года в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет менее пятисот рублей.
Положения статей 46 и 47 Кодекса не содержат ограничений по их применению в отношении незначительных сумм задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Вопрос целесообразности внесения изменений в законодательство в части установления минимальной суммы, с которой начинается процесс взыскания в соответствии со статьей 46 Кодекса, относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
2. По организации исполнения Решения налогового органа.
2.1. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов (далее - Требование об уплате), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Таким образом, если в течение двух месяцев налогоплательщику направлено несколько Требований об уплате, то в целях экономии бюджетных средств на почтовые расходы решение налогового органа может содержать ссылку на несколько Требований об уплате.
2.2. Статьей 45 и 69 Кодекса предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) Требования об уплате. Требование об уплате должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Таким образом невозможно принятие налоговым органом Требования об уплате в день истечения срока исполнения этого требования.
2.3. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Кодекса реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. Таким образом, вынесение нового Решения налогового органа в отношении правопреемника не предусматривается.
2.4. Положениями пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом статья 46 Кодекса содержит особенности ее применения в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков и инвестиционного товарищества.
Пунктом 1.1 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.
При отсутствии или недостаточности средств на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
В соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 11 статьи 46 Кодекса взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках предусмотрено в первую очередь за счет денежных средств ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счет денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках.
2.5. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и процентов, начисляемых в денежном эквиваленте.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится с организации в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса, за счет денежных средств на счетах в банке либо иного имущества. Принудительный порядок взыскания применяется также в отношении процентов, начисленных налогоплательщику в результате предоставления ему в соответствии со статьей 64 Кодекса отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.
2.6. Пунктом 3 статьи 74 Кодекса предусмотрено, что при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. Таким образом, при добровольном исполнении поручителем взятых на себя обязательств, решение налогового органа в отношении данного поручителя не принимается.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ