См. Документы Федерального казначейства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО
от 10 ноября 2009 г. N 42-8.2-07/62-1965

О ПОРЯДКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ
НА ОПЛАТУ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА И ПРОВОЗА БАГАЖА К МЕСТУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТПУСКА И ОБРАТНО ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ,
УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ИЮНЯ 2008 ГОДА N 455

Федеральное казначейство в связи с обращениями управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации по вопросу применения Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 455 (далее - Правила), и в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает следующее.

По пункту 2 Правил. Следует ли трактовать данный пункт как предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (далее - компенсация, льгота) только при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и отказывать в предоставлении льготы при предоставлении иных видов отпусков (отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.)?

В соответствии с пунктом 4 Правил право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. В дальнейшем у работника организации возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д.

В стаж работы, дающий право работнику на компенсацию расходов, включается время работы в данной организации, которое учитывается в соответствии со статьей 121 Трудового кодекса Российской Федерации в целях предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

Таким образом, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста в стаж работы, дающей право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, не включается.

Как следует из положений статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил, компенсация расходов производится при использовании работником ежегодного оплачиваемого отпуска.

В соответствии со статьей 260 Трудового кодекса Российской Федерации перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

Учитывая изложенное, по мнению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, женщина, имеющая право на оплату проезда к месту отдыха и обратно за предыдущий период, может им воспользоваться в дальнейшем только при предоставлении очередного оплачиваемого отпуска.

По пункту 3 Правил. В случае, когда члены семьи работника организации, имеющие право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, зарегистрированы по другому адресу, нежели сам работник, какие документы следует принимать в качестве подтверждающих факт проживания с работником (справка с места фактического жительства и т.д.)?

В соответствии с пунктом 3 Правил к членам семьи работника организации, имеющим право на компенсацию расходов, относятся неработающие муж (жена), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные), фактически проживающие с работником. Условие о фактическом проживании относится ко всем членам семьи работника.

Факт совместного проживания с работником членов его семьи может быть подтвержден справкой с места жительства соответствующей жилищно-эксплуатационной организации либо справкой товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, справкой городской поселковой и сельской администрации, а также справкой из отдела регистрации граждан по месту жительства.

По пункту 4 Правил. Следует ли толковать данный пункт как возможность работника воспользоваться компенсацией расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно без привязки к четным и нечетным годам? Например, если работник поступил на работу в 2000 году, использовал право на компенсацию в 2001, имеет ли он право воспользоваться льготой в 2002 году (т.е. начиная с третьего года работы) или же должен пройти год, прежде чем он будет иметь возможность реализовать свое право на компенсацию?

Следует ли привязывать право на компенсацию к предоставлению отпуска именно за тот период, в котором используется льгота? Например, если работник использует компенсацию в 2002 году, ежегодный оплачиваемый отпуск ему должен быть так же предоставлен за 2002 год или возможна ситуация, когда он может взять неиспользованную часть отпуска за 2001 год?

Если работник воспользовался правом на компенсацию данных расходов в 2008 году за третий и четвертый годы непрерывной работы в организации, то может ли он воспользоваться этим правом в 2009 году за пятый и шестой год работы?

В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Учитывая изложенное, Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 455 ввелось в действие с 28 июня 2008 года (после опубликования в "Российской газете" от 20 июня 2008 года).

В соответствии с пунктом 4 Правил право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы.

В дальнейшем у работника возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в данной организации - с третьего года работы, за пятый и шестой годы работы - с пятого года и т.д., независимо от времени фактического использования работником отпуска (ежегодного основного и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков или соединенных ежегодных оплачиваемых отпусков).

Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.

До введения указанного Постановления в действие при компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следовало руководствоваться статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации.

По пункту 6 Правил. Какими документами может быть подтверждено, что организация является уполномоченным агентом транспортной организации (агентский договор, договор поручения, договор комиссии, соглашение о сотрудничестве и т.д.), и кем должны быть завершены данные документы?

Каковы действия работодателя, в случае если работнику отказано агентом транспортной организации в представлении указанных документов?

По сообщению Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 июня 2007 г. N 82, уполномоченным агентом является лицо, которое по поручению и от имени перевозчика осуществляет бронирование, продажу и оформление воздушных перевозок на перевозочных документах.

Передача перевозчиком обязанностей по бронированию, продаже и оформлению воздушных перевозок уполномоченному агенту в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации осуществляется на основании агентского договора или договора поручения.

Указанные договоры согласно статьям 160, 161 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть заключены в письменной форме и подписаны сторонами договора.

По пункту 9 Правил. В случае если работник при следовании к месту использования отпуска или возвращении из отпуска делает остановку (например, в целях пересадки, в виду болезни или иных непредвиденных обстоятельств), сколько дней может составлять данная остановка?

Следует отметить, что Правила и действующее законодательство (Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты) не содержит положений в части ограничения периода нахождения работника в пункте остановки по пути следования от места использования отпуска к постоянному месту жительства.

В связи с этим в каждом конкретном случае вопрос о том, проводил ли работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, решается администрацией организации на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных документов.

По пункту 12 Правил. Следует ли применять какие-либо санкции к работникам, которые нарушают 3-дневный срок предоставления отчета после выхода на работу, в том числе и к тем, кто до отпуска не брал деньги под отчет, а лишь после возвращения из отпуска решил компенсировать расходы?

Статьей 325 Кодекса и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, применение санкций к работникам, нарушающим сроки предоставления авансовых отчетов, не установлено. По мнению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указанный вопрос должен регулироваться соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области бухгалтерского учета.

Заместитель руководителя
Федерального казначейства
С.Е.ПРОКОФЬЕВ