См. Документы Федерального казначейства
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 6 октября 2022 г. N 08-05-01/24511
О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Федеральное казначейство рассмотрело письмо о проработке вопроса единых требований к организации работы в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и сообщает.
1. В соответствии с требованиями пункта 28 Инструкции N 157н, объекты нефинансовых активов, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.
Согласно пунктам 52, 55 и 59 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости - в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа. При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета как от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" к организациям бюджетной сферы относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.
Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете утверждены приказом Федерального казначейства от 11.01.2021 N 2н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 31 декабря 2019 г. N 41н" (далее - График документооборота при централизации учета).
Представление субъектом централизованного учета отчета об оценке и/или иных документов по переоценке объектов имущества казны до справедливой стоимости при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы предусмотрено пунктом 368 Графика документооборота при централизации учета.
Положениями раздела 4 Особенностей ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), в отношении которых Федеральное казначейство, его территориальные органы, федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" осуществляют централизуемые полномочия, утвержденных приказом Федерального казначейства от 02.04.2020 N 17н, также предусмотрено изменение стоимости имущества на основании документа об оценке рыночной стоимости имущества, подготавливаемого Комиссией.
С учетом изложенного основания для отражения в бюджетном учете переоценки имущества до фактической цены продажи (с учетом, что она может снижаться на 30%, 60%, 90% от начальной цены продажи в рамках проведения аукциона) отсутствуют, выбытие объектов по справедливой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов по ведению бюджетного учета.
2. В соответствии с пунктом 8 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы", утвержденного приказом Минфина России от 07.12.2018 N 256н, единица бухгалтерского учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно с учетом положений, установленных в рамках формирования учетной политики субъекта учета или единой учетной политики при централизации учета (далее - учетная политика), таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, в том числе для представления внешним пользователям, а также надлежащий контроль за их сохранностью и движением.
В зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования единицей запасов является номенклатурная (реестровая) единица либо партия, однородная (реестровая) группа запасов.
Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет учет переданного ему имущества, обращенного в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете по стоимости, указанной в акте приема-передачи, а в случае отсутствия информации о стоимости в акте приема-передачи - в условной оценке: 1 объект имущества, обращенного в собственность государства, стоит 1 рубль.
На основании изложенного учет имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров, ввиду отсутствия отдельных положений Учетной политики должен осуществляться исходя из единицы измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей, отраженной в первичных документах.
А.В.ДУБОВИК