См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 февраля 1996 г. N ВН-6-07/151

В соответствии с пунктами 9 и 11 Национального плана проверок налогоплательщиков Государственной налоговой службы Российской Федерации на 1996 год, утвержденного руководителем Госналогслужбы России 12 февраля 1996 г. по согласованию с Федеральной службой налоговой полиции России и доведенного до налоговых органов Российской Федерации письмом заместителя руководителя Госналогслужбы России от 15.02.96 N ПВ-6-16/100, направляются Программы проверок для практического применения в работе.

Правительство Российской Федерации поручением от 22.02.96 N КД-ПВ-05485 обязало Госналогслужбу России обеспечить контроль за полнотой и своевременным внесением в федеральный бюджет средств, полученных министерствами и ведомствами за аренду служебных площадей в зданиях федеральной собственности.

В связи с этим прошу провести тщательную проверку правильности заключения договоров на аренду организациями служебных помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, и полноту внесения арендаторами в федеральный бюджет арендной платы за 1994 - 1995 годы.

Материалы проверки своевременности перечисления в федеральный бюджет арендной платы за аренду объектов федеральной собственности представьте в Управление государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и доходов от приватизации до 5 апреля, а по доходам от приватизации до 15 апреля 1996 года.

Заместитель Руководителя
Госналогслужбы РФ -
Государственный советник
налоговой службы II ранга
В.М.НЕКРАСОВ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕРКИ КОМИТЕТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ
И БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСУ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ
УПЛАТЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ОТ СДАЧИ
В АРЕНДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

При проверке Комитетов по управлению имуществом и балансодержателей следует руководствоваться следующими нормативными документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 31.03.95 N 39-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1995 год";

- Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.95 N 228-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1996 год";

- ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР";

- ст. ст. 15, 16, 18 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 340 "Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации";

- Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1), утвержденным Федеральным законом от 30.11.94 N 51-ФЗ;

- Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 (пункт 4.1);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.95 N 641 "О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов";

- письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 N 143/ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы" (зарегистрировано в Минюсте России 23.12.93 N 441);

- Инструкцией Госналогслужбы России от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей".

Проверку следует начинать с ознакомления документов, регламентирующих разграничение собственности.

Проверка Комитетов по управлению имуществом

Следует проверить, ведется ли Комитетом реестр арендаторов федеральной, государственной и муниципальной собственности (на основании заключенных Комитетом договоров аренды).

Далее следует проверить, какими нормативными документами пользуются Комитеты при утверждении ставки арендной платы. Для объектов федеральной собственности расчет стоимости 1 кв. м арендуемой площади необходимо производить в соответствии с методикой расчета, утвержденной местными органами власти, устанавливающими ставки арендной платы (в т.ч. базовые) для данного региона.

Следует проверить копии платежных поручений на перечисление арендной платы в федеральный бюджет, правильность ее зачисления, производят ли арендаторы и в каком размере отчисления Комитету от арендной платы от использования федеральной собственности (на основании каких документов). При этом следует иметь в виду, что сумма начисленной балансодержателем арендной платы, подлежащая перечислению в соответствующий бюджет, уменьшается на сумму амортизационных отчислений и эксплуатационных затрат балансодержателя по содержанию сданных в аренду объектов недвижимости и других основных фондов.

При проверке следует обратить внимание на следующие вопросы:

- имеются ли в Комитете данные о фактических поступлениях в федеральный бюджет доходов от арендной платы;

- осуществляет ли Комитет контроль за своевременностью перечисления арендаторами арендной платы в федеральный бюджет;

- какие меры принимались комитетами к неплательщикам арендной платы (расторжение договоров аренды, обращения в арбитражный суд или в госналогинспекции по взысканию недоимки по арендной плате и т.д.);

- установлены ли факты, когда балансодержатели самостоятельно, минуя Комитеты, сдают в аренду федеральное имущество? При этом, независимо от того, что договор аренды заключен минуя Комитет, арендная плата подлежит перечислению в соответствующий бюджет.

Проверки провести за 1994 и 1995 годы.

Информация о результатах проведенных проверок представляется в Управление государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и доходов от приватизации в произвольной форме и должна содержать следующие данные:

1994 г. 1995 г.

    1. Количество проверенных комитетов
       по управлению имуществом (ед.)
    2. Подлежало перечислению в федеральный бюджет
       согласно заключенным договорам аренды (млн.
       руб.)
    3. Фактически поступило в федеральный бюджет
       (млн. руб.):
       - по данным Комитетов
       - по данным налоговых органов
    4. Задолженность по арендной плате (млн. руб.)
    5. Взыскано недоимок по арендной плате
       с начислением пени (млн. руб.), в том числе
       пени

6. Предложения по совершенствованию порядка исчисления, распределения, учета, уплаты и контроля за поступлением арендной платы в федеральный бюджет.

Проверка предприятий, учреждений, организаций,
на балансе которых находится федеральная собственность

При осуществлении проверки уплаты арендной платы в федеральный бюджет рекомендуется также проверить, выборочно, наиболее крупных балансодержателей федеральной собственности.

Особое внимание обратить на сдачу в аренду площадей, занимаемых министерствами и ведомствами, а также административными и исполнительными органами на местах, и полнотой и своевременностью расчетов с федеральным бюджетом по оплате аренды.

Проверку следует начинать с договоров аренды:

- с кем были заключены договора аренды;

- по какой методике рассчитывалась ставка 1 кв. м арендной платы;

- на чей расчетный счет перечисляет арендатор арендную плату (в федеральный бюджет напрямую или на расчетный счет балансодержателя);

- как распределяется сумма арендной платы (вносится ли полностью в федеральный бюджет или какой-то процент перечисляется на расчетный счет балансодержателя; в соответствии с каким документом);

- существует ли отдельный договор на коммунально - эксплуатационные расходы или в договоре аренды арендная плата включает и коммунально-эксплуатационные расходы.

В случае, если арендная плата полностью или частично перечислялась на расчетный счет балансодержателя, необходимо проверить, на какой счет она была отнесена, сколько уплачено налогов и на какие цели она была израсходована, а также перечислялись ли в федеральный бюджет НДС и спецналог.

Также в этом случае необходимо принять меры по обеспечению перечисления арендной платы в федеральный бюджет.

Проверки провести за 1994 и 1995 годы.

Информация о результатах проведенных проверок представляется в Управление государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и доходов от приватизации в произвольной форме и должна содержать следующие данные:

1994 г. 1995 г.

    1. Количество проверенных балансодержателей
       федеральной собственности (ед.)
    2. Подлежало перечислению в федеральный бюджет
       согласно заключенным договорам аренды (млн.
       руб.)
    3. Фактически перечислено арендатором
       в федеральный бюджет по данным арендаторов
       или балансодержателей (млн. руб.)
    4. Фактически перечислено на расчетный счет
       балансодержателя, если в договорах аренды
       предусмотрено полное или частичное
       перечисление арендной платы балансодержателю
       (млн. руб.)
    5. Задолженность по арендной плате перед
       федеральным бюджетом (млн. руб.)
    6. Взыскано недоимок по арендной плате
       с начислением пени в федеральный бюджет
       (млн. руб.), в том числе пени

Начальник Управления государственных
целевых бюджетных и внебюджетных
фондов и доходов от приватизации
И.А.ТАРАСОВ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ИЗУЧЕНИЯ ПОРЯДКА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ПРОДАЖЕ АКЦИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ГОСУДАРСТВУ, УЧЕТА ПОСТУПАЮЩИХ ДОХОДОВ И ПОДГОТОВКЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЯ
ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ УКАЗАННЫХ СРЕДСТВ

При изучении порядка расчетов с бюджетом при приватизации госимущества и продаже акций, принадлежащих государству, необходимо:

1. Осуществить проверку фондов имущества (при отсутствии фондов - комитетов по управлению имуществом) по вопросам полноты и своевременности перечисления ими средств от приватизации в доходы бюджетов.

2. Проверить, у всех ли продавцов объектов приватизации в учреждениях банка по месту нахождения открыты специальные счета.

При выявлении случаев, когда у продавца объектов приватизации открыт только расчетный счет, следует обязать фонд имущества открыть специальный счет.

3. Проверить, соответствуют ли данные о поступлении доходов от приватизации, отраженные в налоговой отчетности по форме 1-Н, данным, отраженным в статистической отчетности по форме 3-приватизация (доведена до госналогинспекций по субъектам Российской Федерации письмом Госналогслужбы России от 14.02.96 N ВН-6-07/99).

В случае несоответствия данных в названных формах отчетности следует выяснить причины этих отклонений.

4. Проверить, как организован в фондах имущества учет средств:

- поступающих от приватизации, в разрезе отдельных объектов;

- перечисляемых инвестором по условиям инвестиционного, коммерческого конкурсов в счет погашения просроченной задолженности предприятия федеральному бюджету.

По какой форме фонды имущества представляют налоговым органам сведения о причитающихся и фактически перечисленных средствах от приватизации и какова периодичность представления этой информации.

Особое внимание следует обратить на правильное зачисление средств от приватизации на соответствующий раздел и параграф бюджетной классификации.

Средства, поступающие в соответствии с пунктом 2.1 Положения и перечисляемые по установленным нормативам в бюджеты различных уровней, зачисляются на раздел 23 параграф 1 Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 27.07.94 N 97 (кроме средств от продажи земельных участков, на которых расположены приватизированные предприятия, и средств от реализации на аукционах находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) предприятий - должников).

Указанные средства зачисляются на раздел 23 параграф 2 "Доходы от продажи земли" и параграф 4 "Доходы, полученные от продажи государственных предприятий - должников".

5. Проверить соблюдение фондами имущества:

а) Нормативов распределения средств от приватизации, установленных:

- Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284;

- Основными положениями государственной программы приватизации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535;

- Указом Президента Российской Федерации N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации".

При этом следует иметь в виду, что по договорам купли - продажи, заключенным с 01.09.95, т.е. с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", зачисление средств от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме в местный бюджет (статья 29 пункт 4) при наличии соответствующего решения представительных органов местного самоуправления правомерно до вступления в силу (10.01.96 момент официального опубликования) Закона Российской Федерации от 31.12.95 N 228-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1996 год", согласно статье 7 которого доходы федерального бюджета на 1996 год формируются, в том числе, за счет средств, поступающих от продажи находящегося в государственной и муниципальной собственности недвижимого имущества, а также поступающих от продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, - по установленным нормативам.

б) Порядка распределения средств, изложенного во Временном положении о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденном Госкомимуществом России 14.07.92 и Российским фондом федерального имущества 13.07.92 N ФИ-04-227 по согласованию с Минфином России, Госналогслужбой России и Центральным Банком России (с учетом уточнений от 12.01.93 N ПМ-15/1152/ФИ-047-218) и в Положении о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности (Положение), утвержденном Госкомимуществом России 25.08.95 N АК-19/7370, Минфином России 01.09.95 N 98, Госналогслужбой России 10.08.95 N ВЗ-6-15/433, Российским фондом федерального имущества 18.08.95 N ФИ-11-1/2459, зарегистрированным в Минюсте России 18.10.95 N 962.

в) Сроков перечисления в бюджеты средств, установленных в пункте 3.3 Временного положения и пункте 3.1 Положения.

При применении мер ответственности к продавцам за неполное и несвоевременное перечисление в доход бюджета средств, поступивших от приватизации, руководствоваться, начиная с 02.11.95, пунктом 4.2 Положения и совместным письмом Госналогслужбы России от 16.11.95 N ВН-4-15/77н, Госкомимущества России б/н, Российского фонда федерального имущества от 20.11.95 N ФИ-11-1/3562.

Проверки провести за 1995 г. и I кв. 1996 г.

Необходимые меры по реализации материалов проверок принимаются на месте в установленном порядке.

Информация о результатах проведенных проверок составляется в произвольной форме, представляется в Управление государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и доходов от приватизации и должна содержать следующие данные:

1995 г., I кв. 1996 г.

    1. Количество проверенных фондов
       имущества ...... ед.
    2. Подлежит перечислению в бюджеты
       согласно утвержденным нормативам
       ...... млн. руб.
    3. Фактически перечислено платежей
       в бюджет ...... млн. руб.
    4. Предъявлены финансовые санкции
       ...... млн. руб.

5. Предложения по совершенствованию контроля за поступлением средств от приватизации.

6. Предложения по совершенствованию учета средств, поступающих от приватизации (например: Какой должна быть форма учета средств, поступающих от приватизации? Нужно ли разрабатывать ее централизованно?).

Начальник Управления государственных
целевых бюджетных и внебюджетных
фондов и доходов от приватизации
И.А.ТАРАСОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области