См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 октября 1998 г. N КВ-6-18/706

О ВЗЫСКАНИИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ СБОРОВ
ЗА ПРОИЗВОДСТВО, РОЗЛИВ, ХРАНЕНИЕ
И ОПТОВУЮ ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.98 N N 2947/98; 2372/98, касающиеся вопроса взыскания лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, начисленных и не уплаченных до 18.08.97.

Доведите направляемые Постановления до нижестоящих государственных налоговых инспекций.

В.Ф.КРУГЛИКОВ

Приложение

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 1998 г. N 2947/98

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.11.97 по делу N АО1-78/1-97.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Производственно - коммерческое акционерное общество открытого типа "Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Государственной налоговой инспекции по Майкопскому району Республики Адыгея о признании не подлежащими исполнению действий налогового органа по взысканию начисленных и не уплаченных до 18.08.97 лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции и начислению лицензионных сборов после 18.08.97, а также о зачете уплаченных в 1995, 1996 и 1997 годах сумм лицензионных сборов в счет недоимки в федеральный бюджет по другим видам налогов, мотивируя свои требования тем, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 N 3-П Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Решением от 25.11.97 иск удовлетворен.

В апелляционной и кассационной инстанциях дело не рассматривалось.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение отменить, производство по делу прекратить, поскольку суд рассмотрел и вынес решение по неподведомственному ему спору.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению частично. Решение от 27.11.97 следует отменить. В части зачета уплаченных лицензионных сборов дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, а в части признания не подлежащими исполнению действий налогового органа по взысканию начисленных и не уплаченных лицензионных сборов производство по делу прекратить.

Как видно из материалов дела, основанием для обращения в арбитражный суд явилось письмо Госналогинспекции по Майкопскому району от 27.11.97 N 1208 о задолженности производственно - коммерческого акционерного общества открытого типа "Прогресс" по лицензионным сборам, исчисленным по состоянию на 27.11.97.

Между тем судом не принято во внимание следующее.

В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела, вытекающие из административных и иных правоотношений, в частности о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, а также о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, не соответствующих законам или иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

В материалах дела нет инкассовых поручений налоговой инспекции, по которым недоимка по лицензионным сборам взыскивается с истца в бесспорном (безакцептном) порядке, либо акта (решения) налогового органа, содержащего требование об уплате истцом в определенный срок недоимки по лицензионным сборам.

Упомянутый ответ налоговой инспекции на запрос производственно - коммерческого акционерного общества открытого типа "Прогресс" таким документом не является.

При таких обстоятельствах суд должен был в соответствии со статьей 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратить в этой части производство по делу.

Что касается исковых требований о зачете уплаченных сумм лицензионного сбора в счет недоимки в федеральный бюджет по другим видам налогов, то суд, удовлетворяя иск в этой части, не учел, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.97 N 3-П Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" утратило силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно пункту 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации перечисление лицензионных сборов осуществляется в течение всего срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 15-го числа, по фактическим оборотам реализации за предыдущий отчетный период.

Поэтому у производственно - коммерческого акционерного общества открытого типа "Прогресс" не было оснований требовать освобождения его от уплаты лицензионных сборов, исчисленных до 18.08.97.

Поскольку судом не было выяснено, включены ли истцом в сумму исковых требований о зачете суммы уплаченных лицензионных сборов по алкогольной продукции, отгруженной после 18.08.97, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду также необходимо установить обоснованность требования о зачете уплаченных лицензионных сборов в счет недоимки по налоговым обязательствам истца в федеральный бюджет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.11.97 по делу N АО1-78/1-97 отменить.

Производство по делу в части признания не подлежащими исполнению действий налогового органа по взысканию начисленных и не уплаченных лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции прекратить.

В остальной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 1998 г. N 2372/98

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 03.06.97 и Постановление апелляционной инстанции от 04.08.97 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-22-1-97.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Акционерное общество открытого типа "Винно - водочный завод "Майкопский" (далее - АООТ "ВВЗ "Майкопский") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Майкопу о возврате из бюджета 3 770 211 518 рублей уплаченных лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции.

Решением от 03.06.97 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.08.97 решение оставлено без изменения.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение и Постановление отменить, в иске отказать.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, АООТ "ВВЗ "Майкопский" осуществляет производство, розлив и оптовую продажу алкогольной продукции.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197 "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" винно - водочным заводом "Майкопский" в период с 1995 года по апрель 1997 года перечислено в бюджет 3 770 211 518 рублей лицензионных сборов.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.97 N 3-П упомянутое Постановление Правительства Российской Федерации признано не соответствующим статье 57 и части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации.

Между тем судом не учтено следующее.

Поскольку лицензионный сбор, установленный Правительством Российской Федерации от 28.02.95 N 197, является источником доходной части федерального бюджета и немедленное признание его утратившим силу может повлечь неисполнение федерального бюджета в полном объеме и привести к нарушению ряда конституционных прав и свобод граждан, указанное Постановление признано утратившим силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, то есть после 18.08.97.

Уплата лицензионных сборов производилась истцом в период действия Постановления Правительства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для возврата из бюджета лицензионных сборов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 03.06.97 и Постановление апелляционной инстанции от 04.08.97 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-22-1-97 отменить.

В иске акционерному обществу открытого типа "Винно - водочный завод "Майкопский" к Государственной налоговой инспекции по городу Майкопу о возврате из бюджета 3 770 211 518 рублей уплаченных лицензионных сборов за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции отказать.

И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области