См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 мая 1994 г. N НИ-6-07/152

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИНАХ

В целях оказания методической и консультационной помощи налоговым органам в применении законодательства Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Методические рекомендации по отдельным вопросам применения законодательства о контрольно - кассовых машинах, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением.

Указанные Методические рекомендации, основанные на законодательных и иных нормативных актах, действовавших по состоянию на 25 апреля 1994 г., не являются ведомственным нормативным актом, а носят методологический характер.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Н.В.ИВАНОВ

Приложение
к письму Государственной налоговой
службы Российской Федерации
от 5 мая 1994 г. N НИ-6-07/152

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи налоговым органам в осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Рекомендации разработаны с учетом запросов, поступивших из налоговых органов и заданных на семинарах - совещаниях.

1. Куда следует зачислять 20 процентов от общей суммы штрафов за нарушения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", взысканных в республиканский бюджет Российской Федерации и 80 процентов в местный бюджет?

Зачисления 20 процентов от общей суммы штрафов за нарушения требований указанного Закона следует производить на балансовый счет 100 "Доходы федерального бюджета", лицевой счет 20 "Прочие поступления" и 80 процентов на соответствующий счет в местный бюджет.

2. Производятся ли отчисления в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы России от суммы штрафов, взысканных за нарушения требований законодательства о применении контрольно - кассовых машин?

Отчисления в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы России от суммы штрафов, взысканных за нарушения требований законодательства о применении контрольно - кассовых машин, не предусмотрены.

3. Распространяется ли действие п. 30 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в части предоставления отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации на штрафы, взыскиваемые за нарушения требований законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением?

Не распространяется, поскольку законодательство о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением не относится к налоговому законодательству.

4. Как должно быть организовано взаимодействие налоговых органов разных районов в тех случаях, когда при проверке торговой точки, расположенной на территории одного района, установлены нарушения указанного выше Закона, а предприятие, которому принадлежит упомянутая торговая точка, расположено на территории другого района?

В тех случаях, когда налоговым органом одного района в ходе проверки обнаружены нарушения правильности применения контрольно - кассовых машин в торговой точке, принадлежащей предприятию <*>, зарегистрированному в налоговом органе другого района, следует составить акт о допущенных нарушениях в соответствии с установленным порядком и направить материалы проверки в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.

--------------------------------

<*> Далее по тексту в настоящих Рекомендациях термин "предприятие" употребляется в значении: предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организации, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения.

Налоговая инспекция по месту нахождения предприятия выносит решение по представленным материалам проверки. На эти же органы возлагаются обязанности по обеспечению своевременного взыскания указанных санкций, а также рассмотрению споров в судебных органах.

5. Как должно осуществляться взаимодействие работников налоговых органов и налоговой полиции при проведении проверок соблюдения законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением?

В соответствии со ст. 6 указанного Закона контроль за соблюдением правил использования контрольно - кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях возложен на налоговые органы. Статьей 9 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" установлено, что органы налоговой полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с налоговыми органами.

Приказом Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции Российской Федерации от 14.03.94 N ВГ-3-14/18/77 конкретизированы формы и способы этого взаимодействия.

Необходимо также иметь в виду, что согласно телеграмме Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции Российской Федерации от 31.08.93 N ВГ-6-09/303/20/47 налоговые органы в целях повышения эффективности контроля за применением контрольно - кассовых машин и обеспечения безопасности своих работников обязаны проводить контрольные мероприятия по этому вопросу с обязательным участием работников налоговой полиции. При совместном проведении проверок работники налоговых органов определяют характер выявленных нарушений законодательства, а работники налоговой полиции, наряду с обеспечением безопасности членов бригады проверяющих, решают вопросы в соответствии с их компетенцией.

6. Могут ли служить основанием для взыскания штрафов за нарушения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" акты проверок, проведенных правоохранительными или иными контролирующими органами?

В соответствии со ст. 6 указанного Закона обязанности по контролю за правильностью применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением возложены на налоговые органы. В случае проведения проверок правоохранительными или иными контролирующими органами и получения от них материалов проверок налоговым органам следует перепроверить выявленные нарушения, предусмотренные ст. 7 этого Закона, составить акт, если они подтверждаются, и принять соответствующее решение.

7. Где должна быть зарегистрирована контрольно - кассовая машина - по месту нахождения предприятия или принадлежащей ему торговой точки?

В соответствии со ст. 4 указанного Закона и п. 2 Порядка регистрации контрольно - кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом Госналогслужбы России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71, регистрация контрольно - кассовых машин должна проводиться в налоговых органах по месту нахождения предприятия.

8. Необходимо ли налоговым органам при регистрации контрольно - кассовой машины требовать отметки центра технического обслуживания в ее техническом паспорте о постановке контрольно - кассовой машины на техническое обслуживание?

В соответствии с действующим Порядком регистрации контрольно - кассовых машин в налоговых органах, утвержденным Приказом Госналогслужбы России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71, налоговые органы не имеют права требовать наличия отметки центра технического обслуживания в техническом паспорте о взятии контрольно - кассовой машины на техническое обслуживание. Однако ввиду того, что наличие такой отметки позволяет налоговым органам более тесно взаимодействовать с центром по техническому обслуживанию контрольно - кассовых машин, им следует организовать учет сведений о постановке регистрируемых контрольно - кассовых машин на техническое обслуживание, например, в Книге учета контрольно - кассовых машин предприятий, организаций и учреждений (графа 7).

9. Как зарегистрировать контрольно - кассовую машину в случае отсутствия технического паспорта в связи с его утратой?

Для регистрации контрольно - кассовой машины в случае отсутствия технического паспорта в связи с его утратой предприятию следует рекомендовать обратиться на завод - изготовитель для получения дубликата паспорта или в центр по техническому обслуживанию контрольно - кассовых машин для получения документа (паспорта технического освидетельствования, формуляра и др.), его заменяющего, в котором должны быть отражены следующие основные реквизиты: наименование контрольно - кассовой машины, заводской номер, наименование завода - изготовителя, дата выпуска, наименование предприятия - владельца контрольно - кассовой машины, адрес, телефон, показания денежных счетчиков, показания контрольных счетчиков, кем выдан документ и др. До получения такого документа контрольно - кассовая машина регистрации не подлежит.

10. Подлежат ли регистрации в налоговых органах контрольно - кассовые машины, включенные в Государственный реестр контрольно - кассовых машин со сроком использования до 01.01.94, но разрешенные к эксплуатации решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам (протокол от 09.12.93 N 6) до 01.01.95?

Указанные контрольно - кассовые машины подлежат регистрации в налоговых органах, однако владельцы этих машин должны быть предупреждены об ограничении срока их использования до 01.01.95 и о том, что по истечении указанного срока они подлежат снятию с эксплуатации и регистрации.

11. Подлежат ли регистрации контрольно - кассовые машины, находящиеся в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации и используемые для приема коммунальных платежей?

В соответствии с решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам (протокол от 05.11.93 N 4) контрольно - кассовые машины, находящиеся в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации и используемые при приеме коммунальных платежей, подлежат регистрации на срок до 01.01.95. При их регистрации необходимо предупреждать владельцев контрольно - кассовых машин об ограничении срока их использования до 01.01.95 и о том, что по истечении указанного срока они подлежат снятию с эксплуатации и регистрации.

12. При передаче контрольно - кассовой машины в аренду, кто должен регистрировать ее в налоговых органах и нести ответственность за соблюдение правил ее эксплуатации - арендодатель или арендатор контрольно - кассовой машины?

В случае аренды контрольно - кассовой машины предприятие - арендатор обязано согласно установленному порядку регистрации контрольно - кассовых машин зарегистрировать контрольно - кассовую машину в налоговом органе и нести ответственность за соблюдение требований законодательства по ее применению.

13. Должны ли применяться контрольно - кассовые машины при торговле бензином с бензовозов?

В Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, включены предприятия, осуществляющие продажу из цистерн пива, кваса, молока, керосина. Бензин в этом перечислении не упомянут. Следовательно, применение контрольно - кассовых машин при торговле бензином с бензовозов обязательно.

Кроме того, бензовоз является передвижной АЗС и согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" применение контрольно - кассовых машин при торговле бензином с бензовозов обязательно с 01.08.93 на всей территории Российской Федерации.

14. Должны ли применяться контрольно - кассовые машины при реализации пива населению в бутылках, в розлив из емкостей в палатках, ларьках, киосках?

В соответствии с указанным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации продажа пива населению без применения контрольно - кассовых машин разрешена только в случаях торговли из цистерн. В остальных случаях продажи пива применение контрольно - кассовых машин обязательно.

15. Должны ли применяться контрольно - кассовые машины в случае реализации населению промышленным предприятием продукции собственного производства?

В соответствии со ст. 1 указанного Закона промышленное предприятие, реализующее населению за наличный расчет продукцию собственного производства, обязано применять контрольно - кассовые машины. Кроме того, обязательность применения контрольно - кассовых машин при приеме наличных денег предприятиями, ведущими расчеты с населением, предусмотрена п. 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40.

16. Обязано ли предприятие, осуществляющее мелкорозничную торговлю с автолавки (машины), применять контрольно - кассовые машины при денежных расчетах с населением?

В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 мелкорозничная торговля без применения контрольно - кассовых машин разрешена только с лотков, ручных тележек, из корзин.

В остальных случаях продажи товаров, в том числе с автолавок (машин), применение контрольно - кассовых машин обязательно.

17. Должны ли применяться контрольно - кассовые машины уполномоченными банками и их филиалами при осуществлении операций купли - продажи иностранной валюты у граждан?

В соответствии с инструкцией Банка России от 25.01.94 N 21 "О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории Российской Федерации" указанные обменные пункты, являясь структурными подразделениями уполномоченных банков, используют при совершении валютно - обменных операций бланки строгой отчетности: "справка форма N 377", "разрешение на вывоз иностранной валюты за границу". Указанные бланки заказываются уполномоченными в Банке России и учитываются на внебалансовых счетах.

Вместе с тем форма N 377 не утверждена Минфином России в качестве документа строгой отчетности и согласно п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 ее использование не освобождает банки и их филиалы от обязанности применять контрольно - кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

18. В каких случаях при торговле на колхозных рынках можно не применять контрольно - кассовые машины?

Применение контрольно - кассовых машин при торговле на колхозных рынках не обязательно, если для территорий, где они расположены, не наступили сроки, установленные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Кроме того, согласно п. 2 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, осуществление торговых операций без применения контрольно - кассовых машин на колхозных рынках разрешено только в отношении мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, а также продажи сельскохозяйственной продукции. В остальных случаях применение контрольно - кассовых машин при осуществлении торговли на колхозном рынке обязательно.

19. Завод продает населению стройматериалы. Прием денег за отпущенный товар осуществляется по приходному кассовому ордеру. Обязан ли в данном случае завод применять контрольно - кассовую машину?

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" продажа строительных материалов населению с 01.08.93 осуществляется с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Кроме того, форма приходного кассового ордера не утверждена Минфином России в качестве формы документа строгой отчетности, а потому не может являться основанием для получения наличных денег от населения без применения контрольно - кассовых машин.

20. Должны ли применяться контрольно - кассовые машины в магазинах торговой площадью свыше 400 кв. м, но использующих для целей торговли лишь ее часть, площадью менее 400 кв. м, а остальную часть сдающих в аренду?

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 указанного выше Постановления такие магазины не освобождаются от обязанности применять контрольно - кассовые машины, если неиспользуемая площадь остается в их распоряжении.

В тех случаях, когда эта площадь передана магазином в аренду другому предприятию, то обязанность применять контрольно - кассовые машины магазином наступает в сроки, предусмотренные подпунктами "б" и "г" пункта 1 этого Постановления.

21. Как должны применяться контрольно - кассовые машины в тех случаях, когда предприятие торговой площадью менее 400 кв. м, расположенное в городе или поселке городского типа, торгует алкогольными напитками?

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предприятия, расположенные в городах или поселках городского типа и торгующие алкогольными напитками, обязаны применять контрольно - кассовые машины независимо от размеров торговой площади. При этом весь ассортимент товаров, выставленных на продажу, подлежит реализации с использованием контрольно - кассовых машин.

22. Можно ли продолжать реализацию товара при выходе из строя контрольно - кассовой машины?

Продолжать реализацию товара при выходе из строя контрольно - кассовой машины возможно лишь при замене ее на исправную резервную контрольно - кассовую машину с соблюдением требований, изложенных в Порядке регистрации контрольно - кассовых машин в налоговых органах, утвержденном Госналогслужбой России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71, и в Типовых правилах эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104.

23. Какими нормативными документами следует руководствоваться при определении перечня строительных материалов?

Перечень строительных материалов определяется в соответствии с действующим Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции, утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 25.12.75 N 44. С 1 июля 1994 г. будет действовать Общероссийский классификатор продукции, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301.

24. Относится ли пиво к алкогольным напиткам?

В соответствии с ГОСТом 3473-78 "Пиво. Общетехнические условия" и п. 11 раздела III Методических рекомендаций по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденных Минэкономики России совместно с Госкомстатом России 27.07.93 N МЮ-636/14-131, N 10-01/246, пиво относится к алкогольным напиткам.

25. На какие виды деятельности и услуг при осуществлении денежных расчетов с населением не распространяется действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"?

Действие указанного Закона не распространяется на виды деятельности, а также на услуги, не связанные с предпринимательством. К таким видам деятельности относится, например, деятельность частных нотариусов. В соответствии с частью 6 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

26. Какие организации и предприятия могут осуществлять техническое обслуживание контрольно - кассовых машин?

Техническое обслуживание контрольно - кассовых машин могут осуществлять предприятия и организации, которые согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" органами исполнительной власти определены как республиканские (республик в составе Российской Федерации) и региональные (краевые, областные, межрайонные, районные, городские) центры технического обслуживания контрольно - кассовых машин.

Согласно п. 7.2.2 Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104, ремонт и техническое обслуживание контрольно - кассовых машин частными лицами запрещены.

27. Какие организации имеют право осуществлять модернизацию устаревших контрольно - кассовых машин с целью увеличения разрядности вводимых чисел цены товара?

Какими документами должны комплектоваться модернизированные контрольно - кассовые машины?

Модернизация контрольно - кассовых машин устаревших моделей (например, моделей "ОКА" Рязанского производственного объединения счетно - аналитических машин) с целью увеличения разрядности вводимых чисел цены товара по технологии завода - изготовителя может производиться заводом - изготовителем или центром технического обслуживания контрольно - кассовых машин.

В документе (паспорте технического освидетельствования, формуляре и др.), выданном после модернизации указанными заводом или центром, должен быть отражен факт соответствия модели контрольно - кассовой машины заводской модели более высокого класса, а также все основные реквизиты, указанные в п. 9 настоящих Рекомендаций.

28. В каких случаях контрольно - кассовая машина считается неисправной во время ее применения?

Контрольно - кассовая машина считается исправной, если ее функциональные характеристики соответствуют техническим требованиям к контрольно - кассовым машинам данной модели. Отклонение характеристик применяемой контрольно - кассовой машины от технических требований означает ее неисправность.

В ряде случаев эти отклонения могут быть установлены налоговым инспектором в ходе проверки (например: отсутствие блокировки чековой и контрольной ленты, если она предусмотрена конструкцией контрольно - кассовой машины, нарушение пломбировки кожуха контрольно - кассовой машины, неисправность дататора, нумератора, не полностью выполняется предусмотренный состав кассовых операций и т.д.). Кроме того, в соответствии с п. 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104, работа на контрольно - кассовой машине должна быть остановлена в случаях неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты, что приравнивается к неисправностям контрольно - кассовой машины.

Более сложные неисправности определяются техническими специалистами центров технического обслуживания контрольно - кассовых машин.

29. Правомерно ли взыскание штрафов с предприятия, не вывесившего ценник на продаваемый товар, если на территории, где оно расположено, не наступил срок введения в действие Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"?

Взыскание штрафов за любые нарушения указанного Закона, в т.ч. и за невывешивание ценника, с предприятия, расположенного на территории, где не наступил срок введения этого Закона в действие, неправомерно.

30. Как применяются штрафы к предприятию, допустившему одновременно два или несколько видов нарушений?

Нарушения, выразившиеся в неприменении контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением или в применении неисправной контрольно - кассовой машины, могут рассматриваться как однородные, поэтому в тех случаях, когда предприятие допустило упомянутые нарушения одновременно, при исчислении размера штрафа следует руководствоваться принципом "поглощения", т.е. налагать на это предприятие штраф лишь в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.

В то же время при одновременном неприменении контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением и невывешивании ценников на продаваемые товары на предприятие может быть наложен штраф, равный сумме штрафов, предусмотренных в абзацах втором и четвертом части первой статьи 7 указанного Закона, т.е. 350 + 100 = 450-кратному установленному законом размеру минимальной месячной оплаты труда.

Аналогично при использовании неисправной контрольно - кассовой машины и невывешивании ценников штраф равен сумме штрафов, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом части первой этой же статьи, т.е. 200 + 100 = 300-кратному установленному законом размеру минимальной месячной оплаты труда.

31. Как применяются штрафы к предприятию, имеющему ряд торговых точек, если в нескольких из них обнаружены нарушения правильности применения контрольно - кассовых машин?

Если при рассмотрении налоговыми органами актов проверок правильности применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением выясняется, что нарушения указанного Закона установлены в ряде торговых точек, принадлежащих одному предприятию, то размер штрафов исчисляется в соответствии со ст. 7 этого Закона независимо от числа торговых точек, в которых обнаружены нарушения одного и того же вида. В случае допущения нарушений различных видов размер штрафов определяется так же, как в п. 30 настоящих Рекомендаций.

32. Применяются ли штрафы к предприятию, если в ходе проверки обнаружен излишек выручки в кассе?

В соответствии с п. 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104, и п. 12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно - кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Центральным Банком России совместно с Госналогслужбой России 18.08.93 N 51, N ВЗ-6-13/272, администрация предприятия при обнаружении излишков денежных средств обязана оприходовать их и отразить в учете на результатах хозяйственной деятельности. Однако наличие значительных сумм излишков должно служить поводом для выяснения причин их образования. Налоговые органы, используя предоставленные им права и привлекая, при необходимости, органы налоговой полиции и других контролирующих организаций, анализируют обстоятельства, повлекшие за собой образование указанных излишков денежных средств.

В тех случаях, когда причиной образования излишков явилось неприменение контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением, возникает основание к наложению на предприятие штрафа в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.

33. Какова ответственность предприятий и их работников, имеющих право на использование квитанционной формы обслуживания и осуществляющих на этой основе денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин: за невыдачу квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России, или выдачу квитанций неутвержденного образца, а также с указанием в квитанции суммы меньше фактически уплаченной?

В соответствии с п. 3 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, выдаваемые предприятиями счета, квитанции и другие документы по формам, не утвержденным Минфином России в качестве документов строгой отчетности, не освобождают эти предприятия от обязанности применять контрольно - кассовые машины. Ответственность за эти нарушения наступает в соответствии со ст. 7 указанного Закона.

Если предприятие, имея право на квитанционную форму осуществления денежных расчетов с населением, не использует ее и не применяет контрольно - кассовые машины для этой цели, то оно также несет ответственность в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 7 указанного Закона.

В связи с тем, что указанные документы строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением приравнены к чекам, при их невыдаче или выдаче с указанием суммы менее уплаченной для лица, обязанного выдавать эти документы, наступает ответственность в соответствии с абзацем шестым части первой статьи 7 этого Закона.

34. Кому предоставлено право вынесения решения о взыскании штрафов за нарушения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"?

В соответствии со ст. 6 указанного Закона право вынесения решения о взыскании штрафов за нарушения требований этого Закона предоставлено налоговым органам. Решение подписывает начальник налоговой инспекции или его заместитель.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области