См. Документы Государственного таможенного комитета Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2004 г. N 01-06/24115
О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ
СУДОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ, СУДОВЫХ ПРИПАСОВ, ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
И ОБОРУДОВАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НА МОРСКИХ (РЕЧНЫХ) СУДАХ
В связи с поступающими запросами о таможенном оформлении судового снаряжения, судовых припасов, запасных частей и оборудования, предназначенных для использования на морских (речных) судах, ГТК России разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) к категории товаров, подпадающих под действие таможенного режима перемещения припасов, относятся товары:
- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топливо- или горюче-смазочные материалы);
- предназначенные для потребления пассажирами или членами экипажей на борту морских (речных) судов, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
- предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Содержание статьи 265 ТК России корреспондируется с положениями главы 4 "Припасы" Специального приложения J к Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского протокола 1999 года (Киотская конвенция). Так, Киотская конвенция при определении категории товаров, подпадающих под действие этого таможенного режима, относит "припасы для потребления" и "припасы для реализации". При этом согласно положениям названной главы под припасами понимаются не только товары, которые предназначены для потребления пассажирами и членами экипажа на борту морских (речных) судов, но также и те товары, которые необходимы для эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, включая топливо и смазочные материалы, но исключая запасные части и оборудование (F.3 "Определение понятий"). К таким товарам могут относиться, например, кухонные рукавицы и прихватки, ножи кухонные, чашки кофейные, костюмы для технического обслуживания судна, ведра пластмассовые и другие подобные предметы.
При этом все товары, которые подпадают под признаки припасов, подлежат помещению под таможенный режим перемещения припасов, за исключением запасных частей и оборудования, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (пункт 3 статьи 265 ТК России). Такой подход обусловлен тем, что запасные части и оборудование, находящиеся и предназначенные для использования на судне, являются неотъемлемой частью транспортного средства, в значении подпункта 5 пункта 1 статьи 11 ТК России, и подлежат таможенному оформлению в упрощенном порядке одновременно с морскими (речными) судами. В соответствии со статьей 279 ТК России декларирование запасных частей и оборудования, перемещаемых одновременно с транспортным средством, осуществляется путем указания соответствующих сведений во въездной или выездной декларации.
При этом следует отметить, что таможенным законодательством предусмотрено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, как припасов, так и временно вывозимого оборудования и запасных частей. В свою очередь, налоговым законодательством не предусмотрено возмещение налога на добавленную стоимость при временном вывозе запасных частей и оборудования либо вывозе припасов (за исключением топлива и горюче-смазочных материалов).
Выбор лицами таможенного режима перемещения припасов с точки зрения правовых последствий не наносит ущерба экономическим интересам государства, поскольку при вывозе в режиме экспорта товаров, к которым может быть применен таможенный режим перемещения припасов, вывозных таможенных пошлин и нетарифных ограничений экономического характера действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Таможенный кодекс Российской Федерации не содержит специального понятия "судовое снаряжение", употребляемого в Конвенции по облегчению морского судоходства. Предметы, которые могут подпадать под понятие "судовое снаряжение", могут рассматриваться как запасные части и оборудование (например, спасательные шлюпки, мебель), так и как припасы.
Учитывая одинаковые условия налогового законодательства и таможенного режима, установленные таможенным законодательством при вывозе припасов, запасных частей и оборудования (за исключением топлива и горюче-смазочных материалов), таможенные органы не должны препятствовать заявлению таможенного режима припасов в отношении тех предметов, которые могут рассматриваться как "судовое снаряжение". В случае указания предметов "судового снаряжения" в выездной декларации (в качестве которой могут использоваться стандартные документы перевозчика) таможенным органам не следует принуждать лиц к повторному декларированию этих предметов в качестве припасов.
Действие настоящего письма распространяется и на морские (речные) суда, не используемые для международных перевозок товаров и пассажиров, указанные в статье 280 ТК России.
Первый заместитель
председателя Комитета
Ю.Н.ЖДАНОВ