См. Документы Государственного таможенного комитета Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 июля 2004 г. N 01-06/26192

О НАЗНАЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЭКСПЕРТИЗ

При назначении и проведении таможенными органами экспертных исследований по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), а также в рамках осуществления таможенного контроля ГТК России рекомендует учитывать следующее.

Проведение экспертных исследований в рамках дел об административных правонарушениях или при осуществлении таможенными органами таможенного контроля является оказанием услуг для государственных нужд (для нужд таможенных органов). Однако при привлечении экспертных учреждений (экспертов) для оказания таких услуг следует учитывать ряд особенностей, предусмотренных как административным законодательством Российской Федерации, так и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на оказание услуг для государственных нужд.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) эксперт не может отказаться от возложенных на него обязанностей по производству экспертизы. Так, согласно ст. 25.9 КоАП РФ за отказ или за уклонение от исполнения обязанностей эксперта последний несет административную ответственность. При этом в соответствии со ст. 25.14 КоАП РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, эксперту возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также оплачивается труд эксперта. Указанный порядок определен Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2003 N 140 (далее - Положение). То есть возмещение эксперту, приглашенному в рамках дела об административном правонарушении, расходов и выплата ему вознаграждения осуществляется по фиксированным тарифам, установленным Правительством Российской Федерации.

В отличие от экспертных исследований, проводимых в рамках дел об административных правонарушениях, экспертиза при осуществлении таможенного контроля в соответствии со ст. 378 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами и привлекаемыми исключительно на договорной (добровольной) основе. Договор на выполнение экспертных исследований, заключаемый таможенным органом с экспертной организацией, является предметом регулирования гражданского законодательства. Стоимость договора (оказываемой услуги) является в данном случае существенным условием договора и устанавливается по соглашению сторон, а не распорядительным актом Правительства Российской Федерации. На основании Федерального закона от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Закон) заказы на поставку услуг для государственных нужд размещаются на конкурсах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве иного основания заключения договора поставки услуг для государственных нужд в соответствии с пунктом 30 Указа Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее - Указ) выступает согласование Минэкономразвития России размещения заказа на поставку услуг для государственных нужд у единственного источника.

Исходя из вышеизложенного к экспертным организациям (экспертам), осуществляющим свою деятельность в рамках таможенного контроля, установленный Положением порядок возмещения расходов и выплаты вознаграждения по фиксированным тарифам не применим, поскольку проведение указанных экспертных исследований следует осуществлять с учетом требований Закона или Указа.

Таким образом, по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в соответствии со ст. 25.9 КоАП РФ в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Экспертизы же, назначаемые в рамках осуществления таможенного контроля, в соответствии со ст. 378 ТК РФ следует поручать экспертам таможенных лабораторий, а также иным организациям, отобранным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов по оказанию услуг для государственных нужд.

Первый заместитель
председателя Комитета
Ю.Н.ЖДАНОВ