См. Документы Федеральной таможенной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 сентября 2012 г. N 01-11/48569
ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ФТС РОССИИ ЖАЛОБ ФИЗИЧЕСКИХ
И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ)
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
(Извлечение)
1. В случае хищения транспортного средства, временно ввезенного физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза и не вывезенного в установленные таможенным органом сроки, в отношении такого транспортного средства взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
В ФТС России поступила жалоба иностранного гражданина А. на требование Кингисеппской таможни об уплате таможенных платежей, направленное заявителю в связи с невывозом с таможенной территории Таможенного союза в установленные таможенным органом сроки временно ввезенного транспортного средства.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что указанные в ней требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов жалобы следовало, что в целях таможенного оформления временно ввезенного для личных целей транспортного средства гражданином А. на таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни подана пассажирская таможенная декларация, в графу "Для служебных отметок" основного листа формуляра которой должностным лицом внесена запись "Временный ввоз до 22.10.2011". До истечения установленного срока вывоза в таможенный орган от заявителя поступило заявление об угоне временно ввезенного транспортного средства с комплектом документов, подтверждающим данный факт.
С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации применяется
Таможенный кодекс Таможенного союза, предусматривающий возможность временного ввоза физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей. Вместе с тем, пунктом 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Из положений статьи 14 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования следует, что с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, у декларанта (физического лица) возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, перемещенных через таможенную границу для личного пользования. Данная обязанность имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.
Вместе с тем, право физического лица, перемещающего транспортное средство через таможенную границу Таможенного союза и претендующего на получение льгот по уплате таможенных платежей, сопряжено с обязанностью, предусматривающей определенную степень заботливости и осмотрительности в отношении такого транспортного средства.
Из правового смысла пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что лицо освобождается от исполнения возникшей у него при перемещении через таможенную границу товаров публично-правовой обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если эти товары на таможенной территории Таможенного союза отсутствуют в связи с их обратным вывозом, либо уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельствах. К таким обстоятельствам относятся преимущественно разного рода стихийные явления (землетрясения, наводнение, пожары, и т.д.), а также ряд явлений общественной жизни (военные действия, эпидемии, и т.д.) при условии, что они носят чрезвычайный характер и не могли быть предотвращены лицом при принятии им всех возможных мер.
Преступные действия третьих лиц не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, ввиду отсутствия признаков чрезвычайности и объективной непредотвратимости, следовательно, хищение транспортного средства не является основанием для освобождения физического лица от обязанности по уплате таможенных платежей за утраченное и не вывезенное в установленные таможенным органом сроки транспортное средство.
В связи с изложенным, а также с учетом того, что перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей носит закрытый и императивный характер (пункт 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, статья 14 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования), в случае хищения транспортного средства временно ввезенного физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза и не вывезенного в установленные сроки, в отношении такого транспортного средства взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
2. Транспортное средство, поставляемое набором частей в несобранном или разобранном виде, классифицируется по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза как соответствующая машина, а не в какой-либо отдельной товарной позиции, относящейся к частям.
Индивидуальным предпринимателем Ш. на Пальниковском таможенном посту Пермской таможни произведено таможенное декларирование товаров - кузова автобуса и запасных частей для ремонта данного автобуса.
Согласно сведениям о товарах, заявленным в таможенных декларациях, к таможенному декларированию представлены: передняя подвеска в сборе для автобуса (заявленный код ТН ВЭД ТС 8708 80 800 2), двигатель дизельный (объем цилиндров 11967 куб. см) в комплекте с коробкой передач (заявленный код ТН ВЭД ТС 8408 20 571 9), колеса ходовые в сборе (шины с дисками) (заявленный код ТН ВЭД ТС 8708 70 990 9), задний ведущий мост (заявленный код ТН ВЭД ТС 8708 80 800 2), а также б/у кузов автобуса, оснащенный сидениями, панелью приборов, дверями, электропроводкой, рулевой колонкой, тягой рулевой, воздушным фильтром, системой подогрева, амортизаторами, системой охлаждения, топливным фильтром, бачком ГУР, глушителем, топливным баком (заявленный код ТН ВЭД ТС 8707 90 900 9), то есть, исходя из перечисленных товаров, следует, что они являются всеми основными компонентами (узлами и агрегатами) для сборки автобуса.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
По итогам проведения выездной таможенной проверки таможенным органом установлено, что из ввезенного кузова и запасных частей собран готовый к эксплуатации автобус. Таким образом, к таможенному декларированию фактически был предъявлен товар - автобус в разобранном виде.
Рассматриваемые товары в совокупности представляют собой моторное транспортное средство, предназначенное для перевозки 10 человек или более, включая водителя, ввезенное в разобранном виде, и при его таможенном декларировании должно рассматриваться как комплектное или завершенное транспортное средство, а, следовательно, данное транспортное средство должно классифицироваться в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС.
Пермской таможней принято решение по классификации ввезенного товара по ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 8702 10 199 3, в которой классифицируются "бывшие в эксплуатации моторные транспортные средства...".
Согласно Основным правилам интерпретации ТН ВЭД 1 и 6 для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам, группам, в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД.
В соответствии с Основным правилом интерпретации 2 а) ТН ВЭД ТС любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться, в том числе, и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции, как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ТС, одобренными Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 851 (том 5, раздел XVI, группа 87), неукомплектованное или незавершенное транспортное средство классифицируется как соответствующее укомплектованное или готовое транспортное средство при условии, что оно обладает по существу характером последнего.
Для удобства транспортировки многие машины и устройства транспортируются в несобранном виде. Хотя фактически товары в этом случае представляют собой набор частей, они классифицируются как соответствующая машина, а не в какой-либо отдельной товарной позиции, относящейся к частям. То же относится и к незавершенным машинам, имеющим признаки завершенной машины и представленным в разобранном виде.
Учитывая изложенное, решение Пермской таможни по классификации рассматриваемого товара по ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 8702 10 199 3 признано ФТС России правомерным.
3. Срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица составляет один месяц со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть зарегистрирована в день поступления в таможенный орган. Нарушение сроков регистрации жалобы не должно повлечь нарушение сроков ее рассмотрения.
ООО "Н" направило в Балтийскую таможню жалобы на решения Турухтанного таможенного поста и таможенного поста Лесной порт Балтийской таможни, принятые при осуществлении таможенного контроля ввозимых товаров.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.
Согласно пункту 5 статьи 5 Таможенного кодекса Таможенного союза срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Исходя из положений Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах (региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах), утвержденной приказом ФТС России от 18 октября 2004 г. N 160 (далее - Типовая инструкция по делопроизводству), на полученных документах в нижней части лицевой стороны первого листа документа проставляется регистрационный штамп, который содержит дату поступления, наименование таможенного органа - получателя документа, очередной порядковый номер, количество листов документа и наличие приложений. Поступающие документы регистрируются один раз - в день поступления (пункты 4.3.25, 5.3.1, 6.1.3 Типовой инструкции по делопроизводству).
Из представленных материалов следует, что жалобы ООО "Н" зарегистрированы отделом документационного обеспечения таможенного органа через 1 - 3 дня после поступления в Балтийскую таможню.
Решения по жалобам организации подготовлены правовым подразделением таможенного органа в течение одного месяца со дня их регистрации.
Учитывая, что в рассматриваемом случае даты поступления жалоб в таможенный орган и даты их регистрации отделом документационного обеспечения не совпадали, а ответы в адрес организации направлены в последний день месячного срока, исчисленного со дня регистрации обращений, следовательно, требования статьи 47 Федерального закона о таможенном регулировании таможенным органом нарушены.
Таким образом, допущенные должностными лицами Балтийской таможни нарушения требований Типовой инструкции по делопроизводству, выразившиеся в несвоевременной регистрации поступившей корреспонденции, привели к нарушению сроков рассмотрения жалоб ООО "Н".
Бездействие Балтийской таможни, выразившееся в нерассмотрении в установленные законом сроки жалоб ООО "Н", признано ФТС России неправомерным.
4. Отсутствие в доверенности права представителя на обжалование решений, действий (бездействия) таможенного органа в области таможенного дела является основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу на основании пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
В ФТС России поступила жалоба ООО "М" на решение Балтийской таможни об отказе в рассмотрении по существу на основании пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании жалобы организации на бездействие Турухтанного таможенного поста, выразившееся в неосуществлении выпуска товаров в установленные законом сроки.
Согласно доводам жалобы таможенным органом необоснованно отказано в рассмотрении жалобы организации, подписанной представителем заявителя, так как при ее подаче, по мнению заявителя, были соблюдены требования главы 3 Федерального закона о таможенном регулировании: представлен полный комплект учредительных и иных, предусмотренных статьей 39 Федерального закона, документов, а также доверенность на право представления интересов организации во всех судебных, административных и иных учреждениях с правом обжалования решений, действий (бездействия) указанных органов.
В ходе рассмотрения жалобы было отмечено, что в соответствии со статьей 39 Федерального закона о таможенном регулировании организации участвуют в обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Без доверенности может действовать единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор, президент компании), то есть лицо, представляющее организацию в силу закона, полномочия остальных лиц, выступающих от имени общества, должны быть подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, которая непосредственно должна содержать право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, а именно, совершение от имени представляемого им лица всех действий, предусмотренных главой 3 названного Федерального закона, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе.
Как следует из доверенности на право представления интересов ООО "М", представитель уполномочен, в том числе, представлять организацию во всех судебных инстанциях судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских судов, административных и иных учреждениях, с правом обжалования решения (определения, постановления) суда, с правом ведения дел в порядке апелляционного, кассационного производства и в порядке судебного надзора, подписания и предъявления в суд ходатайств, заявлений и надзорных жалоб, а также исполнять иные обязанности от имени генерального директора организации со всеми правами, предусмотренными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, текст рассматриваемой доверенности не содержит прямого указания о полномочиях представителя по обжалованию от имени ООО "М" решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, что не соответствует установленным законодательством Российской Федерации о таможенном деле требованиям.
В рассматриваемом случае Балтийская таможня обоснованно отказала заявителю в рассмотрении жалобы по существу на основании пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона о таможенном регулировании.
5. При перевалке в морском порту товаров, перемещаемых морским транспортом, в отношении которых подана предварительная таможенная декларация, сроки выпуска подлежат исчислению со дня предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, то есть с даты завершения их полной выгрузки с борта судна в зону таможенного контроля.
В ФТС России поступила жалоба ООО "Н" на нарушение Турухтанным таможенным постом Балтийской таможни сроков выпуска товаров при применении процедуры предварительного таможенного декларирования.
По мнению заявителя, при предварительном таможенном декларировании факт предъявления товара таможенному органу подтверждается отметкой таможенного органа с датой о прибытии груза, проставленной на необоротной копии коносамента - "ФТС России. Балтийская таможня. Груз таможенный. 20.05.2011". Согласно доводам ООО "Н" товар подлежал выпуску не позднее следующего рабочего дня после проставления данной отметки.
В ходе рассмотрения жалобы ФТС России установлено, что указанный довод заявителя необоснован, жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрена возможность предварительного таможенного декларирования в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. При этом выпуск товаров согласно пункту 3 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза при применении предварительного таможенного декларирования товаров их выпуск должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Из пункта 1 статьи 156 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах их перемещения через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Согласно материалам жалобы таможенное декларирование товаров осуществлялось в месте их прибытия - Морской порт г. Санкт-Петербург.
В соответствии со статьей 160 Таможенного кодекса Таможенного союза в местах прибытия могут совершаться таможенные операции, связанные, в том числе, с разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) товаров. После проверки представленных документов должностное лицо таможенного органа проставляет штамп "Груз таможенный", место выгрузки товаров, дату и оттиск личной номерной печати.
Отметка на необоротной стороне копии коносамента ("ФТС России. Балтийская таможня. Груз таможенный. 20.05.2011"), отражающая факт проверки таможней документов на поступивший на территорию Таможенного союза груз, подтверждает лишь прибытие товаров в морской порт и не свидетельствует о выгрузке товара в зону таможенного контроля и, соответственно, его предъявлении таможенному органу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган после предъявления товаров сопоставляет сведения, содержащиеся в представленных ранее декларантом копиях транспортных (перевозочных) или коммерческих документах, сопровождающих товары, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.
С учетом вышеназванных положений, для осуществления таможенным органом вышеназванных действий по проверке соответствия ранее заявленных декларантом количественных, весовых и стоимостных показателей фактическим данным декларанту необходимо предъявить товар, в данном случае, в полном объеме.
Таким образом, учитывая особенности морской перевозки товаров, моментом предъявления товаров таможенному органу, перемещаемых морским (речным) транспортом при их перевалке в морском порту, следует считать дату завершения их полной выгрузки с борта судна и размещения в месте разгрузки/перегрузки на территории порта, которая фиксируется в генеральном акте либо иных документах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выгрузка товаров в рассматриваемом случае осуществлялась в постоянной зоне таможенного контроля в зоне деятельности Турухтанного таможенного поста Балтийской таможни. Согласно генеральному акту, подписанному агентом линии, представителем порта и инспектором таможенного органа, фиксирующему итоги выгрузки товара, и документу учета, товары, заявленные ООО "Н" в предварительной таможенной декларации, выгружены в постоянную зону таможенного контроля 22.05.2011 (начало выгрузки - 21.05.2011, завершение выгрузки - 22.05.2011), в связи с чем, днем предъявления товаров таможенному органу и, соответственно, началом течения срока выпуска товаров следует считать 22.05.2011.
При таких обстоятельствах довод заявителя был признан несостоятельным, а исчисление таможенным органом сроков выпуска товаров, при предварительном таможенном декларировании, с даты его окончательной выгрузки в зону таможенного контроля признано обоснованным; жалоба оставлена без удовлетворения.
6. При разъяснении лицу права на обжалование решений по жалобам следует ссылаться на нормы соответствующего законодательства.
При рассмотрении поступивших в ФТС России жалоб на решения таможенных органов по жалобам и обращениям физических и юридических лиц нередко выявляются случаи отсутствия или неверного указания ссылок на положения законодательства, регламентирующие порядок обжалования принятого решения.
Рассмотрение жалоб таможенными органами Российской Федерации в зависимости от категории таких обращений осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В целях соблюдения прав и законных интересов заявителя решения по жалобам, в том числе изготовленные в форме письма таможенного органа, должны содержать информацию о праве лица на дальнейшее обжалование с указанием конкретной нормы соответствующего законодательства, устанавливающей порядок обжалования принятого решения.
Из практики рассмотрения региональными таможенными управлениями жалоб лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела
Денежные средства, поступившие на счет Федерального казначейства в виде ввозных таможенных пошлин, уплаченные в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20 мая 2010 г. "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)", не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.
ООО "З" посредством электронного способа обмена информацией на таможенный пост подана таможенная декларация на товары. В связи с неуплатой таможенных пошлин, налогов должностным лицом таможенного органа по указанной декларации было принято решение об отказе в выпуске товаров. Не согласившись с данным решением таможенного органа, ООО "З" обратилось с жалобой в Дальневосточное таможенное управление.
Как следует из материалов жалобы, основанием для отказа в выпуске товаров послужила неуплата в отношении данных товаров налога на добавленную стоимость. В целях подтверждения уплаты налога на добавленную стоимость ООО "З" представило платежные поручения. При этом согласно данным комплекса программных средств "Информационно-расчетная система контроля таможенных платежей таможенного органа "Доход" - "Лицевые счета-Т" денежные средства, внесенные платежным поручением, были уплачены по коду бюджетной классификации 153 1 10 11010 01 1000 180 "Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие)". Между тем, согласно статье 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20 мая 2010 г. "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.
Учитывая, что денежные средства по платежному поручению, поступив на счет Федерального казначейства в виде ввозных таможенных пошлин, уплачиваемых в соответствии с вышеназванным Соглашением от 20 мая 2010 г., не могли быть зачтены в счет уплаты налога на добавленную стоимость, обязанность по уплате таможенных платежей ООО "З" не была исполнена. При таких обстоятельствах решение таможенного поста об отказе в выпуске товаров, ввиду несоблюдения условия выпуска, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (неуплата таможенных пошлин, налогов), является правомерным.
Полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется, если временно ввезенное профессиональное оборудование и инструменты остаются в собственности иностранного лица, ввозятся им и необходимы ему для выполнения конкретной работы на территории Таможенного союза.
ОАО "С" на таможенный пост подало таможенную декларацию в целях помещения товара (судно морское исследовательское для проведения сейсморазведочных работ) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В ходе осуществления таможенного контроля таможенный орган установил, что условия полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в данном случае не соблюдены, в связи с чем таможенным постом в адрес ОАО "С" направлено требование о необходимости уплаты суммы ввозных таможенных пошлин, налогов на товар.
Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии Таможенного союза (пункт 1 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, пунктом 9 перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331, определено, что в отношении профессионального оборудования (за исключением оборудования, используемого для промышленного производства, упаковки товаров или для эксплуатации природных ресурсов, выполнения земляных работ, строительства и ремонта зданий, строений, сооружений и производства других подобных работ) и инструментов (в том числе вспомогательных аппаратов и принадлежностей), временно ввозимого в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству, предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей, если временно ввезенное профессиональное оборудование и инструменты остаются в собственности иностранного лица, ввозятся им и необходимы ему для выполнения конкретной работы на территории Таможенного союза.
9. Профессиональное оборудование (за исключением оборудования, используемого для промышленного производства, упаковки товаров или для эксплуатации природных ресурсов, выполнения земляных работ, строительства и ремонта зданий, строений, сооружений и производства других подобных работ) и инструменты (в том числе вспомогательные аппараты и принадлежности) - если временно ввезенное профессиональное оборудование и инструменты остаются в собственности иностранного лица, ввозятся им и необходимы ему для выполнения конкретной работы на территории Таможенного союза.
(Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (ред. от 16.08.2012) "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки")
Из представленных в Дальневосточное таможенное управление документов следует, что ОАО "С" (Россия) заключило с "S" (Канада) договор субподряда, согласно которому для проведения работ по сейсморазведке "S" (Канада) будет использовать сейсморазведочное судно, находящееся в собственности "S" (Канада) на основании договора субфрахтования, заключенного с "G".
Таким образом, в рассматриваемом случае предусмотренные пунктом 9 перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331, условия освобождения от уплаты таможенных платежей в части нахождения товара в собственности иностранного лица и их ввоза для выполнения указанным лицом конкретной работы на территории Таможенного союза соблюдены. Однако условие о ввозе товара иностранным лицом соблюдено не было.
Так, Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" издано на основании пункта 1 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза. В свою очередь, Таможенный кодекс Таможенного союза под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимает совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). Следовательно, ввоз товаров включает в себя всю совокупность действий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, с момента фактического пересечения товарами таможенной границы до их выпуска: фактическое пересечение, таможенное декларирование, выпуск. Действия с товарами на указанных стадиях совершаются перевозчиком либо декларантом в порядке, установленном в зависимости от конкретной таможенной операции с товарами. Учитывая, что согласно таможенному законодательству Таможенного союза помещает товары под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) декларант, а также тот факт, что декларантом товара является российское лицо - ОАО "С", данный товар ввезен российским лицом. Тем самым, не соблюдается условие полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в части ввоза товаров иностранным лицом, предусмотренное пунктом 9 перечня товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 331. Учитывая изложенное, требование о необходимости уплаты суммы ввозных таможенных пошлин, налогов за товар направлено таможенным постом ОАО "С" правомерно.