См. Документы Федеральной таможенной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 апреля 2016 г. N 01-11/62618
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Направляем для использования в работе Методические рекомендации по вопросам применения законодательства в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества при помещении товаров под таможенные процедуры.
По результатам применения методических рекомендаций замечания и предложения по их совершенствованию направлять в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ
ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по вопросам применения законодательства в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества при помещении товаров под таможенные процедуры разработаны в соответствии с документами, приведенными в пункте 1.2 настоящих методических рекомендаций, и направлены на единообразное применение положений этих документов таможенными органами, должностными лицами таможенных органов, в обязанности которых входит обеспечение контроля за соблюдением запретов и ограничений в отношении контролируемых товаров, технологий и продукции военного назначения.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии:
с Таможенным кодексом Таможенного союза;
с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций";
с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";
с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами";
с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1083 "Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству";
с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";
с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля";
с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности";
с приказом ФСВТС России от 13 марта 2015 г. N 20-од "Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений" (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2015, рег. N 36967);
с приказом ФСТЭК России от 20 марта 2012 г. N 29 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (зарегистрирован Минюстом России 03.05.2012, рег. N 24034).
2. Идентификация контролируемых товаров, технологий и продукции военного назначения при их помещении под таможенные процедуры
В Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон) закреплена обязанность российских участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) при совершении сделок с контролируемыми товарами и технологиями проводить идентификацию таких товаров и технологий.
В соответствии с Законом идентификация товаров выполняется декларантом самостоятельно, либо по решению участника ВЭД идентификация может проводиться соответствующим федеральным органом исполнительной власти (в отношении контролируемых товаров и технологий - ФСТЭК России (подпункт 60 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю"), в отношении продукции военного назначения - ФСВТС России (подпункт 6.2 пункта 9 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1083 "Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству"), также российский участник ВЭД при идентификации контролируемых товаров и технологий вправе воспользоваться услугами организации, получившей в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий. В случае проведения идентификации экспертными организациями ответственность за правильность и обоснованность ее результатов несет организация, проводившая экспертизу.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" при декларировании в графе 31 декларации на товары (далее - ДТ) указываются сведения о наименовании (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара. При помещении товаров, имеющих признаки объектов экспортного контроля (область применения, технические характеристики, химический состав, назначение и т.д.), под таможенные процедуры соблюдение мер экспортного контроля заявляется путем проставления во втором подразделе графы 33 ДТ буквы "С" и подтверждается представлением документов, на основании которых им заявлены такие сведения.
При отсутствии таких документов в графе 44 ДТ указываются сведения о заключениях, выданных ФСВТС России, ФСТЭК России или организацией, уполномоченной на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий, о неотнесении к объектам экспортного контроля.
В случаях, когда при проведении проверки сведений, заявленных в ДТ, таможенным органом, осуществляющим декларирование, выявлено, что сведения в документах недостаточны для определения принадлежности товара к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, недостающие документы, содержащие необходимые сведения, запрашиваются таможенным органом у декларанта путем направления в его адрес соответствующего запроса (пункт 2 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункт 16 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761) (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2014, рег. N 31465).
2.1. Особенности идентификации товаров, имеющих признаки продукции военного назначения.
В целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при совершении таможенных операций применяется классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым ФСВТС России (приложение N 3 к Положению о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами") (далее - Классификатор).
Примечанием к Классификатору установлено, что к продукции военного назначения не относятся детали, агрегаты, оборудование, материалы, запасные части и комплектующие изделия, применяемые для обеспечения производства, эксплуатации и ремонта продукции военного назначения, если они имеют гражданское (общепромышленное) назначение или изготовлены для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям.
Результаты идентификации рассматриваемой категории товаров подтверждаются представлением в таможенный орган, совершающий действия, связанные с помещением товаров под таможенные процедуры, соответствующих документов. К таким документам относится техническая документация (формуляры, паспорта, этикетки, руководства по эксплуатации, технические описания, иная конструкторская и технологическая документация и др.) и иная документация, подтверждающая, что такие товары применяются для гражданского (общепромышленного) назначения, либо заключения ФСВТС России о неотнесении продукции, предусмотренной для ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации, к продукции военного назначения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" отнесение товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдача соответствующих заключений осуществляются ФСВТС России в порядке, установленном этой службой.
Подпунктом 6.2 пункта 9 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1083 "Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству", ФСВТС России выдает по запросам федеральных органов исполнительной власти, российских и иностранных субъектов военно-технического сотрудничества, а также иных российских участников внешнеторговой деятельности заключения об отнесении или неотнесении продукции, предполагаемой к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения (подпункт 6.2 введен в действие Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", который вступил в силу с 30 октября 2011 года).
Порядок выдачи соответствующих заключений утвержден приказом ФСВТС России от 13 марта 2015 г. N 20-од "Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений" (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2015, рег. N 36967).
Заключения ФСВТС России оформляются на бланках ФСВТС России с 30 октября 2011 года. До указанной даты заключения выдавались Направлением экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России.
2.2. Особенности идентификации товаров, имеющих признаки контролируемых товаров и технологий.
В соответствии с общими примечаниями к спискам контролируемых товаров принадлежность конкретного товара к товарам, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием описания и (или) технических характеристик этого товара описанию и (или) техническим характеристикам, приведенным в графе "Наименование" списков контролируемых товаров. При этом коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), приведенные в списках контролируемых товаров, не являются однозначным подтверждением отнесения товаров к товарам, подлежащим экспортному контролю.
Результаты идентификации товаров при их помещении под таможенные процедуры подтверждаются представлением в таможенный орган технической документации (конструкторской, технологической, эксплуатационной и др.) и иной документации, подтверждающей несоответствие характеристик товара товарам, включенным в списки контролируемых товаров, либо заключений уполномоченных экспертных организаций.
Правом подтверждать соответствие (несоответствие) товаров, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам, включенным в списки контролируемых товаров, согласно законодательству Российской Федерации наделены специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля - ФСТЭК России и организации, получившие в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля", специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.
ФСТЭК России выдает заключения о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности в соответствии с Административным регламентом "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности", утвержденным приказом ФСТЭК России от 20 марта 2012 г. N 29 (зарегистрирован Минюстом России 03.05.2012, рег. N 24034), устанавливающим сроки и последовательность выполнения административных процедур ФСТЭК России, а также определяющим порядок взаимодействия ФСТЭК России с заявителями.
В случае поручения российским участником ВЭД проведения идентификации организации, получившей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, с такой организацией заключается соответствующий договор. Ведение реестра организаций, получивших специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению идентификационной экспертизы, возложено на ФСТЭК России.
Также имеют право проводить идентификацию контролируемых товаров бюджетные научные учреждения, автономные научные учреждения, образовательные организации при условии, что предметом указанной внешнеэкономической деятельности являются товары, информация, работы, услуги, созданные с использованием результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям или образовательным организациям.
Пунктом 3 статьи 24 Закона предусмотрено оформление результатов идентификации в виде идентификационного заключения. Такое заключение составляется в формализованном виде и удостоверяется подписью лиц, определенных подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 24 Закона.
На постоянной основе ФСТЭК России формирует перечень товаров, в отношении которых принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством в области экспортного контроля.
3. Всеобъемлющий контроль
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности" на российского участника ВЭД возложена обязанность получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации (далее - Комиссия) на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, не подпадающими под действие списков контролируемых товаров, в случаях, если российские участники ВЭД имеют основания полагать, что эти товары и технологии могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо российские участники ВЭД информированы в письменной форме ФСТЭК России.
4. Случаи, когда при помещении контролируемых товаров и технологий оформление лицензии не требуется
4.1. В отдельных случаях при помещении контролируемых товаров под таможенные процедуры представление лицензий ФСТЭК России не требуется. Такие случаи перечислены в положениях об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении контролируемых товаров, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации:
пункт 30 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 296;
пункт 26 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 634;
пункт 25 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 447;
пункт 32 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 686;
пункт 29 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 462;
приложение N 2 к Положению об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 973.
Заместитель руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы
Р.В.ДАВЫДОВ