См. Документы Федеральной таможенной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 13 ноября 2012 г. N 14-98/56157

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза и пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N ФЗ-311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" на таможенные органы возложена функция по обеспечению в пределах своей компетенции мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков.

В целях реализации положений Таможенного кодекса Таможенного союза и указанного Федерального закона разработан и подписан главами государств - членов Таможенного союза Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года (далее - Договор).

Направляем для информации и использования в работе текст Договора и рекомендательные материалы, подготовленные с учетом опыта передовых международных практик по выявлению и предупреждению незаконного физического межграничного перемещения денежных средств и денежных инструментов на предъявителя и новых Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Информация о ратификации Договора будет направлена дополнительно.

Первый заместитель начальника
Управления торговых ограничений,
валютного и экспортного контроля
полковник таможенной службы
А.И.РЯЗАНОВ

Приложение

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,
ПОДГОТОВЛЕННЫЕ С УЧЕТОМ ОПЫТА ПЕРЕДОВЫХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАКТИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НЕЗАКОННОГО ФИЗИЧЕСКОГО МЕЖГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ И НОВЫХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОТМЫВАНИЮ
ДЕНЕГ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - межправительственная организация, которая занимается выработкой и внедрением международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также отслеживает соблюдение государствами указанных стандартов.

ФАТФ были разработаны 40 Рекомендаций в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также 9 Специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма. Особое внимание в указанных Рекомендациях уделяется контролю за трансграничным перемещением наличных денежных средств и денежных инструментов, что до недавнего времени отражалось в IX Специальной рекомендации ФАТФ, ответственность за выполнение которой возложена на таможенные органы.

В настоящее время ФАТФ пересмотрела свои Рекомендации с целью оценки их актуальности и действительности. Так, сейчас действует 40 Рекомендаций, при этом необходимость обеспечения контроля за трансграничным перемещением наличных денежных средств и денежных инструментов отражена в 32 рекомендации ФАТФ.

Обновленные Рекомендации ФАТФ не изменили своей направленности, а только расширились в сторону противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения. Кроме того, обновленные Рекомендации в еще большей степени нацелены на укрепление гарантий в финансовом секторе и совершенствование правоохранительных инструментов, а также на международное сотрудничество и усиление глобальных мер защиты от незаконного финансирования. При этом акцент сделан на практику применения разработанных нормативных правовых актов.

В целях обеспечения выполнения обновленных Рекомендаций ФАТФ, а также реализации положений Договора о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года, и с учетом передовых международных практик, таможенным органам необходимо сконцентрировать работу на следующих направлениях:

совершенствование системы контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и оборотных документов на предъявителя;

совершенствование межведомственного информационного взаимодействия в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В целях реализации данных направлений необходимо осуществление следующего комплекса мер.

1. Обеспечение осведомленности физических лиц о порядке перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза и облегчения процесса декларирования указанных ценностей.

В этих целях следует обеспечить (вне зависимости от вида транспорта) осведомленность физических лиц об их обязанности декларировать наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, которая позволит физическому лицу сделать осознанный выбор относительно формы декларирования перемещаемых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Информационные стенды, содержащие сведения о порядке перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, применении системы двойного коридора ("зеленый" и "красный") и санкциях за недекларирование либо недостоверное декларирование, должны быть достаточного размера для визуального восприятия информации, размещаться в достаточном количестве, в видимых местах, на всех пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза.

Информационные материалы должны быть на государственном языке государства - члена Таможенного союза, английском языке, а также на любом другом языке, использование которого признает целесообразным таможенный орган, в регионе деятельности которого расположено место прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и их убытия с этой территории.

В целях облегчения процесса декларирования наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, физические лица должны быть обеспечены достаточным запасом чистых бланков пассажирской таможенной декларации и образцами ее заполнения. Должностные лица таможенных органов должны оказывать содействие физическим лицам в вопросах заполнения дополнительного формуляра пассажирской таможенной декларации "Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов", форма которой утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287.

2. Совершенствование системы сбора информации.

В рамках совершенствования системы контроля за трансграничным перемещением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов основное внимание уделяется сбору информации о перемещении указанных ценностей физическими лицами. Собираемая информации должна быть полной, достоверной и исчерпывающей. В этих целях необходимо усилить контроль за формированием на основе данных, содержащихся в пассажирских таможенных декларациях, формы статистической отчетности 1-"вал" "Сведения о ввозе и вывозе наличных денежных средств и (или) денежных инструментов физическими лицами" (приказ ФТС России от 19 января 2012 г. N 67).

При формировании указанной формы отчетности следует обращать внимание на точность заполнения полей формы отчетности, исключая случаи внесения некорректных сведений о перемещении физическим лицом через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

3. Выявление рисков.

В целях выявления таможенными органами физических лиц, причастных к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимо обеспечить должную координацию деятельности таможенных, правоохранительных и уполномоченных органов, что позволит получать информацию о подозрительных случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Кроме того, для выявления недостоверного декларирования и раскрытия недостоверной информации целесообразно использование системы оценки рисков. В этих целях необходимо проведение аналитической работы, направленной (ориентированной) на выявление подозрительных признаков (факторов риска), таких как частота, в совокупности с целью перемещения, и объем перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а также маршрут их передвижения.

4. Повышение профессионального уровня должностных лиц таможенных органов.

Важное место в национальной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уделяется осведомленности и компетентности должностных лиц в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

В целях повышения профессионального уровня необходимо регулярно проводить обучение должностных лиц таможенных органов по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Для повышения профессионального уровня должностных лиц таможенных органов в программу обучения в Институте дополнительного профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации Российской таможенной академии и Институте правоохранительной деятельности, а также в учебные программы для студентов всех форм обучения всех факультетов Российской таможенной академии включен дополнительный раздел "Соблюдение требований IX Специальной рекомендации ФАТФ".

При проведении обучения должностных лиц таможенных органов по освещению и внедрению новых Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения предлагаем использовать электронный курс, размещенный на сайте АНО "МУМЦ ФМ" (www.mumcfm.ru) в разделе "Интерактивные учебные курсы".