См. Документы Федеральной таможенной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 февраля 2017 г. N 18-19/04746

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Направляем для использования в практической деятельности при производстве по делам об административных правонарушениях методические рекомендации по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прошу довести данные методические рекомендации до сведения должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на возбуждение дел об административных правонарушениях, и обеспечить их использование в правоприменительной практике.

Начальник Управления таможенных
расследований и дознания
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.П.КИЗЛЫК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КВАЛИФИКАЦИИ И РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 19.7.13 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 19.7.13. Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров

1. Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае добровольного представления лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения (далее - АП) является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации (далее - РФ) с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.

Объективную сторону АП, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния:

непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (далее - статформа);

несвоевременное представление в таможенный орган статформы;

представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.

Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".

Пунктом 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) установлено, что статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.

Частью 2 статьи 104 Закона N 311-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статформу установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", которым на основании части 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила).

Исходя из Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, статформу, содержащую достоверные сведения.

Статформа заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.

Статформа заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложениями N 1, N 2 (пункты 5, 6, 7 Правил)

С учетом пунктов 9, 10 Правил непредставление или представление в таможенный орган статформы с нарушением установленного срока, либо представление статформы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) по статье 19.7.13 КоАП РФ.

При решении вопроса о квалификации деяния лица по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое дано в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

Согласно указанной норме повторное совершение АП - это совершение АП в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ, согласно которой лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Протоколы об АП по статье 19.7.13 КоАП РФ составляют должностные лица таможенных органов, уполномоченные на их составление в соответствии с приказом ФТС России от 02.12.2014 N 2344 "Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание".

Рассмотрение дел об АП, возбужденных по рассматриваемой статье, на основании статьи 23.8 КоАП РФ относится к компетенции должностных лиц таможенных органов.

Постановление по делу об АП согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения АП. В примечании 2 к статье 19.7.13 КоАП РФ перечислены условия, при наличии которых лицо, совершившее указанное АП, освобождается от административной ответственности, в связи с чем производство по делу об АП не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за АП либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В этой связи лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, если АП совершено после вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2016 N 510-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", то есть с 29.12.2017.

Обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об АП, возбужденному по частям 1 или 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ являются:

1. Наличие события АП: по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ - факты непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статформы, а также представления в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения; по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ - те же факты, совершенные лицом повторно.

2. Лицо, совершившее противоправное деяние.

3. Виновность лица, совершившего АП, которая выражается в форме умысла или неосторожности для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 2.2 КоАП РФ) и в форме, установленной частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, для юридических лиц.

4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об АП (статья 24.5 КоАП РФ).

5. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела об АП (включая установление сведений об имущественном и финансовом положении лица), а также причины и условия, способствовавшие совершению АП.

Необходимо отметить, что в целях установления фактов повторного совершения лицом АП для квалификации деяний лица по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ должностному лицу таможенного органа до составления протокола об АП необходимо провести проверку по информационным базам таможенных органов, в том числе с использованием комплекса программных средств "Правоохрана - Административные правонарушения".

В настоящее время указанное программное средство позволяет устанавливать наличие повторных правонарушений, выявленных таможенными органами на всей территории Российской Федерации.

Наличие события АП, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, может устанавливаться на основании информации:

содержащейся в статформе, представляемой заявителем в таможенный орган; содержащейся в соответствующей статистической отчетности, представленной контрагентом заявителя в государственный орган государства - члена ЕАЭС в соответствии с национальным законодательством этого государства-члена и полученной таможенным органом РФ на основании Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза;

получаемой в рамках двухсторонних встреч с экспертами государств - членов ЕАЭС по сопоставлению данных статистики взаимной торговли, проводимых в соответствии с Программой международных связей, утверждаемой приказом ФТС России;

представляемой ежемесячно Федеральной налоговой службой в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в рамках Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1-ММ-27-2/1;

получаемой в рамках Меморандума о взаимодействии между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Агентством Республики Казахстан по статистике по обмену статистической информацией во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Казахстан об участниках внешнеэкономической деятельности, осуществляющих перемещение товаров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, содержащейся в транзитных декларациях, подающихся при перемещении товаров из Республики Армения в РФ или из РФ в Республику Армения, с территории Калининградской области на территорию государства - члена ЕАЭС, с территории государства - члена ЕАЭС на территорию Калининградской области, а также иных сведений и документов, имеющихся в распоряжении таможенных органов.

К документам, которые могут содержать сведения, необходимые для правильного разрешения дела, могут относиться

контракт (договор) в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государства - члена ЕАЭС или вывозимых из РФ на территорию государства - члена ЕАЭС,

заявление лица о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщика, представляемое в налоговый орган,

товаросопроводительные документы (включая транспортные и коммерческие документы),

счет на оплату и поставку (отгрузку) товаров (например, счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс)),

паспорт сделки,

транзитная декларация и иные документы, указанные в статформе.

Следует учесть, что при непредставлении проверяемым лицом таможенному органу данных документов они могут быть получены у государственных органов, в том числе государств - членов ЕАЭС, коммерческих банков, контрагентов этого лица.

Субъектами АП, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица.

Правовой статус юридического лица как участника административного производства определяется основополагающими документами, подтверждающими его правоспособность, организационно-правовую форму и т.д.

В этой связи к материалам дел, возбужденных в отношении юридических лиц, должны быть приобщены:

1) регистрационные, учредительные, уставные документы, предусмотренные статьей 52 ГК РФ, определяющие в соответствии с законодательством его правовое положение, при этом отсутствует необходимость приобщать указанные документы в полном объеме и в оригиналах, допускается приобщение актуализированных выписок из них или заверенных надлежащим образом копий;

2) копия доверенности на представление интересов данного юридического лица. При исследовании и приобщении к материалам дела об АП доверенностей, представляемых в таможенные органы должностными лицами и работниками юридических лиц, необходимо учитывать такие обстоятельства, как срок действия доверенности, наличие трудовых отношений между представителем и доверителем, сведений о конкретных полномочиях представителя, должностном положении лица, подписавшего доверенность.

Документы и информацию, подтверждающую правовой статус юридического лица, необходимо запросить у юридического лица, представившего в таможенный орган статформу.

Получить сведения об идентификационных кодах и реквизитах организации, ее руководителях и учредителях, должностных лицах, работниках и иных представителях, о счетах в банковских учреждениях, о юридическом и фактическом адресах также можно из базы данных центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности - автоматизированной информационной системы "ЦРСВЭД", содержащей сведения из Единого государственного реестра юридических лиц ФНС России и входящей в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.

В исключительном случае указанные сведения могут быть запрошены у органа, осуществлявшего государственную регистрацию юридического лица (территориального подразделения Федеральной налоговой службы), в котором состоит на учете в качестве налогоплательщика субъект правонарушения, где она содержится на основании приказа Минфина России от 18.02.2015 N 25н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам".

Тот же способ получения документов (путем истребования сведений у юридического лица, индивидуального предпринимателя или должностного лица либо через территориальное подразделение Федеральной налоговой службы) следует использовать для установления имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности.

Для этих целей необходимо запросить информацию о наличии в собственности лица недвижимого имущества, зарегистрированных транспортных средств, денежных средств на счетах в кредитных организациях (банках), а также доходах с его места трудовой деятельности (для должностных лиц).

Следует учитывать, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, осуществляют его законные представители (статья 25.4 КоАП РФ).

К числу законных представителей юридических лиц относятся руководители (например, директор, президент, председатель правления и др.) и иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Полномочия этих лиц подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

При привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя должны быть исследованы и приобщены к делу об АП заверенные копии документов, устанавливающих его личность (паспорт - для установления возраста, гражданства, места жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное УВД, и т.п.), а также подтверждающие осуществление им предпринимательской деятельности (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (в том числе выписка из данного реестра), свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства (с уведомлением налоговой инспекции о постановке на такой учет в качестве налогоплательщика), банковские документы, подтверждающие наличие открытых в них счетов, документы, свидетельствующие о занятии предпринимательской деятельностью (например, лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции), а также о месте ее ведения (например, договор аренды здания, склада, земельного участка, субаренды и др.).

Копии документов должны быть заверены в соответствии с положениями "Инструкции о порядке заверения копий документов, являющихся доказательствами по делам об административных правонарушениях", утвержденной приказом ФТС России от 21.06.2011 N 1288.

Необходимо отметить, что согласно примечанию к статье 19.7.13 КоАП РФ за АП, предусмотренные данной статьей индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица.

При привлечении к административной ответственности должностного лица наряду с документами, устанавливающими его личность, к делу об АП должны быть приобщены заверенные копии документов, подтверждающие его служебные полномочия (выписки из учредительного документа и ЕГРЮЛ юридического лица, приказ о назначении на должность, должностная инструкция и др.).

При этом субъектом административной ответственности будет должностное лицо, в должностные обязанности которого входит совершение действий по заполнению статформы и (или) ее представлению в таможенный орган, либо должностное лицо, подавшее статформу в таможенный орган несвоевременно либо с недостоверными сведениями.

Под должностными лицами понимаются, в том числе, руководители и другие работники организаций, совершившие АП в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Согласно разъяснениям суда, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19, под организационно-распорядительными функциями понимаются, например, полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Для установления обстоятельств совершения АП, а также наличия субъективной стороны правонарушения необходимо получить объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу (его законного представителя) по следующим вопросам:

- где, с какого времени и кем работает, в чем заключаются его должностные обязанности, вид и род деятельности организации, индивидуального предпринимателя;

- где, когда, кем и при каких обстоятельствах осуществлен ввоз/вывоз товара в/из РФ, на основании каких товаросопроводительных документов перемещался товар;

- во исполнение какого договора (контракта) товары ввезены в РФ или вывезены с ее территории;

- какими документами подтверждается поставка (отгрузка) товаров;

- известны ли лицу требования порядка ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, и какие меры предпринимались им в целях их выполнения;

- кем, когда, на основании каких документов заполнялась статформа (в случае нарушения установленного срока ее представления либо представления статформы, содержащей недостоверные сведения);

- знало ли лицо о необходимости представления статформы к установленному Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", сроку, по какой причине не представило в данный срок (в случае непредставления либо несвоевременного ее представления);

- какие меры принимались для проверки сведений, указанных в статформе (в случае ее представления); - признает ли вину в совершении АП (в случае ее непризнания подробно изложить в протоколе опроса его возражения);

- в зависимости от полученных ответов задать другие вопросы. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП (его законного представителя), согласно части 2 статьи 26.3 и части 2 статьи 28.2 КоАП РФ отражаются в протоколе об АП и приобщаются к делу.

Должностное лицо таможенного органа, проанализировав имеющиеся документы, а также сведения, полученные из объяснения лица, в случае достаточности доказательств, указывающих на наличие события и состава АП, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ, составляет протокол об АП.

Проведение административного расследования по данной категории дел КоАП РФ не предусмотрено.

Следует отметить, что протокол об АП составляется немедленно после выявления совершения АП (часть 1 статьи 28.5 КоАП РФ). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о должностном лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об АП, то протокол об АП составляется в течение двух суток с момента выявления АП (часть 2 статьи 28.5 КоАП РФ).

Также необходимо учитывать положения части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, в соответствии с которой дело об АП считается возбужденным, в том числе с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу.

В этой связи дело об АП может быть возбуждено путем изъятия у лица, привлекаемого к административной ответственности, документов, содержащих сведения, подтверждающие наличие события АП.

При составлении процессуальных документов необходимо использовать формы процессуальных документов, направленные письмами ФТС России от 25.11.2015 N 18-12/58374 "О направлении форм процессуальных документов" и от 17.03.2016 N 18-19/11980 "О бланке постановления по делу об АП".

Должностное лицо таможенного органа обязано обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу, в составлении протокола об АП.

В этой связи перед составлением протокола об АП необходимо незамедлительно принять меры к надлежащему уведомлению должностного лица, индивидуального предпринимателя или законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола об АП для реализации его прав и обязанностей, установленных статьей 28.2 КоАП РФ.

Способы вызова участников производства по делу об АП установлены статьей 25.15 КоАП РФ.

В целях надлежащего извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об АП, в его адрес могут быть направлены:

- заказное письмо с уведомлением о вручении. Порядок отправки и получения заказных писем адресатом регулируется приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2014 N 35442);

- телеграммой;

- по факсимильной связи;

- с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (например, с помощью электронной почты).

Извещения следует направлять:

- для граждан (должностных лиц и индивидуальных предпринимателей) - по месту жительства, а также по адресу, указанному самим лицом. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП);

- для юридических лиц - по месту нахождения, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, по адресу, указанному самим лицом, а также по адресу законного представителя юридического лица (его месту жительства).

Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об АП, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Извещения, направленные в адрес указанных лиц, а также документы, подтверждающие их получение, необходимо приобщать к материалам дела об АП.

Протокол об АП помимо сведений, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должен содержать данные о времени, месте, способе совершения АП, обстоятельствах его обнаружения, нормах закона, которые были нарушены, о лице, в отношении которого ведется производство по делу, его виновности в совершении АП со ссылками на имеющиеся доказательства, причины и условия совершения АП.

При описании в протоколе об АП события, выявленного АП, необходимо указывать сведения о лицах, заключивших договор (контракт) в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС, реквизитах данного договора (контракта), декларации на товары, согласно которой осуществлен выпуск товара на таможенной территории ЕАЭС (в случае такого выпуска товаров), товаросопроводительных документах, подтверждающих факт перемещения товаров, в отношении которых установлены особенности регулирования ввоза и обращения на таможенной территории ЕАЭС (включая транспортные, коммерческие, иные документы, содержащие сведения о ввозе (вывозе) товара на (с) территории РФ), реквизитах счета на оплату и поставку (отгрузку) товаров (например, счет-фактуры (инвойса), счет-проформы (проформы-инвойса), установленный законодательством и фактический сроки представления статформы в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится лицо (заявитель), нарушенные требования порядка ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС (со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта), иные имеющие значения для разрешения дела об АП сведения.

В случае выявления события АП, связанного с предоставлением лицом в статформе недостоверных сведений, необходимо указывать, в чем конкретно выражается нарушение правил заполнения статформы (недостоверность представленных сведений), какие именно статистические данные (с указанием на графу статформы) отражены неверно, чем подтверждается.

Необходимо также отметить, что в целях реализации гарантий права лица, привлекаемого к административной ответственности, на получение им юридической помощи в производстве по делу АП в соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.5 КоАП РФ может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица - доверенностью, оформленной в соответствии с законом (части 3, 4 статьи 25.5 КоАП РФ).

Согласно части 5 указанной статьи защитник, допущенный к участию в производстве по делу об АП, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

После составления протокола об АП его копия вручается под расписку должностному лицу, индивидуальному предпринимателю или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об АП (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).

В случае неявки данного лица (при надлежащем его извещении) копия протокола об АП в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ направляется в его адрес в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

После составления протокола об АП указанный процессуальный документ и иные материалы дела согласно части 1 статьи 28.8 КоАП РФ в течение трех суток направляются должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об АП (начальнику таможни либо заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности).

Следует отметить, что по общему правилу, установленному частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об АП рассматривается по месту его совершения.

В этой связи, если правонарушение совершено в форме бездействия (неисполнения возложенных на лицо обязанностей), то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие и выполнена возложенная на лицо обязанность.

Таким образом, в случаях, когда нарушение выражается в непредставлении в таможенный орган статформы, то местом совершения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или должностным лицом АП определяется местом его нахождения, в связи с чем протокол об АП иные материалы дела направляются в таможенный орган по месту нахождения такого лица (для юридического лица - место его государственной регистрации, для индивидуального предпринимателя и должностного лица - место жительства).

В целях надлежащего определения местонахождения и региона деятельности таможенного органа необходимо руководствоваться приказами ФТС России, регламентирующими данные положения (например, приказ ФТС России от 08.06.2016 N 1142 (ред. от 16.01.2017) "О местонахождении и регионах деятельности таможен, непосредственно подчиненных ФТС России", приказ ФТС России от 26.07.2016 N 1464 (ред. от 02.12.2016) "О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Центрального таможенного управления" и др.).

При выявлении должностным лицом таможенного органа фактов несвоевременного представления указанными лицами в таможенный орган статформы либо представления ими статформы, содержащей недостоверные сведения, протокол об АП, иные материалы дела передаются рапортом должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об АП (начальнику таможни либо заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности), таможенного органа, в который подана данная статформа.