См. Документы Федеральной таможенной службы

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 31 января 2006 г. N 01-06/2955

О ВВОЗЕ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ
8704 ТН ВЭД РОССИИ, ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

ФТС России в связи с поступающими запросами таможенных органов и изданием распоряжения ФТС России от 30.11.2005 N 532-р "Об упорядочении правовой базы таможенного дела" разъясняет следующее.

На основании пункта 69 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение о ПТС), утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842), снятие установленных таможенным органом ограничений по использованию и распоряжению транспортным средством производится таможенным органом по письменному заявлению в произвольной форме собственника или владельца транспортного средства.

Согласно абзацу второму пункта 69 Положения о ПТС при снятии наложенных ограничений в разделе "Особые отметки" паспорта напротив строки "20. Таможенные ограничения" паспорта транспортного средства таможенным органом проставляется отметка: "Ограничения по использованию и распоряжению транспортным средством сняты", а также указывается наименование, номер и дата документа об уплате таможенных платежей или решения таможенного органа о снятии установленных ограничений либо номер пункта и наименование нормативного акта с датой издания и регистрационным номером, на основании которого ограничения были сняты.

Учитывая изложенное, в тех случаях, когда соответствующие ограничения в паспорте были установлены на основании положений правового акта, признанного недействующим на основании распоряжения ФТС России от 30.11.2005 N 532-р "Об упорядочении правовой базы таможенного дела", таможенным органам следует принимать решения о снятии установленных ограничений по письменному заявлению в произвольной форме собственника или владельца транспортного средства с оформлением принятого решения согласно порядку, установленному пунктом 69 Положения о ПТС, руководствуясь следующими положениями законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 44 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842) в строке 20 "Таможенные ограничения" указываются установленные таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничения по пользованию и (или) распоряжению транспортными средствами, ввозимыми на территорию Российской Федерации. Если ограничения не были установлены, в данной строке производится запись: "не установлены".

Возможность применения специальной таможенной процедуры перемещение товаров физическими лицами (глава 23 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России)) обусловлена предназначением товаров/транспортных средств (далее - товары). Предназначение товаров для личного пользования либо для осуществления предпринимательской деятельности определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, их характера и количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

Пунктом 6 статьи 282 ТК России четко определено, что товары, ввозимые на таможенную территорию в соответствии с данной статьей, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.

Кроме того, согласно положениям статьи 151 ТК России условному выпуску подлежат товары в случае, если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами. Согласно положениям Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 (далее - Закон) тарифной льготой, предоставляемой в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК России, является только полное освобождение от уплаты пошлины (статья 34, подп. "и" статьи 35 Закона). При этом применение в отношении транспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России, единой ставки таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных транспортных средств не является предоставлением тарифной льготы в виде снижения ставки пошлины, поскольку статья 37 Закона допускает предоставление указанной тарифной льготы только в отношении категорий товаров по перечню, установленному данной статьей. В указанный перечень не включены товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках соответствующих специальных таможенных процедур, установленных ТК России.

Положениями пункта 3 статьи 151 и пункта 3 статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты налога на добавленную стоимость и акциза, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяется ТК России.

Согласно положениям главы 23 ТК России применение единых ставок таможенных пошлин, налогов не является льготой по уплате таможенных пошлин, налогов и установлено общим порядком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования (пункт 2 статьи 287 ТК России).

Таким образом, ограничения на пользование и распоряжение транспортными средствами, классифицируемыми в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России и ввезенными в соответствии со статьей 282 ТК России (т.е. в отношении которых были уплачены таможенные платежи и произведено таможенное оформление в соответствии с нормами таможенного законодательства Российской Федерации), не могут быть установлены.

При таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, должностным лицам таможенных органов в случаях возникновения спорных вопросов необходимо учитывать, что основанием для отказа в таможенном оформлении товаров в порядке, установленном главой 23 ТК России, является только факт установления предназначения их как товаров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Толкование положений таможенного законодательства Российской Федерации таким образом, что общий порядок уплаты таможенных платежей должен навязываться физическим лицам в тех случаях, когда сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, применяемым в рамках общего порядка, выше, чем в неторговом обороте, не соответствует сути и смыслу таможенного законодательства Российской Федерации.

Заместитель руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ