См. Документы Федеральной таможенной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 ноября 2010 г. N 05-109/53000

О ЗАДЕРЖАНИИ ТОВАРОВ

В связи с обращением Приволжского таможенного управления от 07.10.2010 N 03-07-19/15136 "О задержании товаров" сообщаю следующее.

Главой 21 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТКТС) установлено, что при проведении таможенного контроля в случаях, установленных статьями 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТКТС, должностные лица таможенных органов уполномочены задерживать товары, не являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений (далее - задержанные товары).

В соответствии с пунктом 3 статьи 145 ТКТС задержанные при проведении таможенного контроля товары изымаются должностными лицами таможенных органов и помещаются на хранение на склады временного хранения или иные места, определенные таможенным органом.

Поскольку задержание товаров осуществляется при проведении таможенного контроля в случаях, связанных с непомещением товаров под одну из таможенных процедур, полномочия по составлению протоколов задержания, предусмотренных частью 2 статьи 145 ТКТС, не могут быть возложены на должностных лиц подразделений распоряжения имуществом и исполнения постановлений.

В соответствии со статьей 148 ТКТС товары, задержанные таможенными органами и не востребованные в установленном ТКТС порядке, подлежат реализации, уничтожению либо иному использованию в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, таможенным органом которого эти товары задержаны.

Таким образом, после истечения срока хранения задержанных товаров, установленного статьей 147 ТКТС, при условии, что в течение данного срока декларант либо иное лицо, установленное ТКТС, не предпримет мер по помещению товара под одну из таможенных процедур (либо по немедленному вывозу товара за пределы Российской Федерации, если запрещен его ввоз, и представлению документов, подтверждающих соблюдение ограничений, если ограничен его ввоз-вывоз), должностные лица подразделений распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов (далее - ОРИиИПУО) таможен принимают меры по дальнейшему распоряжению такими товарами.

Предусмотренный 21 главой ТКТС механизм задержания и последующей реализации невостребованных задержанных товаров направлен на удержание из денежных средств, полученных от реализации таких товаров, сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и ранее таможенными органами Российской Федерации не применялся.

В целях реализации указанных выше норм ТКТС в проект Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Законопроект) внесены положения, касающиеся порядка задержания товаров, распоряжения задержанными товарами после истечения срока их хранения в случае невостребования установленными ТКТС лицами, в том числе в части возложения полномочий по распоряжению такими товарами на конкретный федеральный орган исполнительной власти, а также определения порядка возврата остатка денежных средств, вырученных от реализации задержанных товаров, декларанту, собственнику либо иному их законному владельцу.

Обращаю внимание, что частью 3 статьи 325 Законопроекта установлено, что статьи 189 "Задержание товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, и документов на эти товары", 190 "Распоряжение товарами, не обращенными в федеральную собственность" и части 2 - 10 статьи 191 "Распоряжение суммами, вырученными от реализации товаров" Законопроекта вступают в силу с 1 января 2012 года. Это связано с необходимостью внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации о возложении дополнительных полномочий на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, и их бюджетном финансировании, а также подготовкой нормативной правовой базы ФТС России, касающейся механизма задержания товаров и дальнейшего распоряжения ими.

В связи с изложенным, рекомендуется до вступления в силу статей 189, 190 и частей 2 - 10 статьи 191 Законопроекта:

1) применять положения Приказов ГТК России от 03.09.2003 N 958 "Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров" и от 29.10.2003 N 1218 "Об утверждении форм документов";

2) осуществлять распоряжение товарами, длительное время хранящимися на складах и не помещенными под одну из таможенных процедур, в соответствии с ранее действовавшим порядком - обращать товар в федеральную собственность путем признания его бесхозяйным и распоряжаться такими товарами в соответствии с порядком, установленным в отношении товаров, обращенных в федеральную собственность.

Дополнительно информирую, что пунктом 12 части 1 статьи 19 "Права таможенных органов" Законопроекта предусмотрено право таможенных органов по предъявлению в суды и арбитражные суды исков и заявлений о признании имущества бесхозяйным.

В настоящее время Законопроект подготовлен ко второму чтению в Государственной Думе Российской Федерации, которое по предварительным данным назначено на начало ноября 2010 года.

Начальник Главного управления
федеральных таможенных доходов
и тарифного регулирования
полковник таможенной службы
О.Н.КОМАРОВА