См. Документы Федеральной службы по тарифам

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПИСЬМО
от 26 сентября 2013 г. N ЕП-9952/12

О РАСЧЕТЕ ПЛАТЫ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Федеральная служба по тарифам рассмотрела обращение о применении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 (далее - Методические указания), и в порядке поставленных вопросов сообщает следующее.

1. По вопросу установления ставок за единицу максимальной мощности по мероприятиям, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее - мероприятия "последней мили"), сообщаем следующее.

Согласно пункту 31 Методических указаний стандартизированные тарифные ставки утверждаются регулирующим органом в ценах 2001 г. Указанные ставки применяются с учетом индекса изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам для субъекта Российской Федерации, данные по которым используются для расчета, к федеральным единичным расценкам 2001 г., рекомендуемым Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.

Следовательно, ставки за единицу максимальной мощности по мероприятиям "последней мили", рассчитанные с использованием стандартизированных тарифных ставок, приводятся к ценам периода регулирования с помощью индекса изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам на квартал, предшествующий кварталу, в котором утверждаются ставки за единицу максимальной мощности.

Таким образом, ставки за единицу максимальной мощности по мероприятиям "последней мили" утверждаются в ценах периода регулирования и в течение года не пересматриваются.

2. По вопросу применения индекса изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам при расчете платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок сообщаем следующее.

Согласно пункту 32 Методических указаний, если при технологическом присоединении заявителя согласно техническим условиям предусматривается мероприятие "последней мили", то плата за технологическое присоединение, рассчитанная в ценах 2001 г., приводится к ценам регулируемого периода с применением индекса изменения сметной стоимости (Zизм.ст) по строительно-монтажным работам для субъекта Российской Федерации, на квартал, предшествующий кварталу, в котором утверждается плата за технологическое присоединение, к федеральным единичным расценкам 2001 г., рекомендуемого Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.

Применение иных индексов (пусконаладочных работ, проектных и изыскательских работ и др.) Методическими указаниями не предусмотрено.

При расчете платы за технологическое присоединение в части расходов на строительство воздушной линии электропередач применяется индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам, указанный в строке "Воздушная прокладка кабеля с медными жилами" или "Воздушная прокладка кабеля с алюминиевыми жилами" в зависимости от того, какие провода используются, и аналогично, в части расходов на строительство кабельной линии применяется индекс изменения сметной стоимости по строительно-монтажным работам, указанный в строке "Подземная прокладка кабеля с медными жилами" или "Подземная прокладка кабеля с алюминиевыми жилами", а в части расходов на строительство подстанций применяется индекс по строке "Прочие объекты".

3. По вопросу расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям посредством применения стандартизированных тарифных ставок в случае, когда для технологического присоединения нескольких заявителей необходима реализация одного комплекса работ по мероприятиям "последней мили", сообщаем следующее.

В указанном случае при распределении общего объема затрат на выполнение мероприятий по технологическому присоединению каждый заявитель должен оплатить тот объем денежных средств, который приходится на его объем максимальной мощности.

Если для технологического присоединения нескольких заявителей требуется строительство одной ЛЭП, то сетевая организация рассчитывает общий размер платы за технологическое присоединение путем суммирования произведений стандартизированной тарифной ставки С1 и объема максимальной мощности всех заявителей, которым необходимо выполнение одних и тех же мероприятий "последней мили", и стандартизированной тарифной ставки С2 и суммарной протяженности воздушных линий. Затем рассчитанная таким образом плата распределяется между всеми заявителями пропорционально объему заявленной мощности.

При этом в случае отказа отдельных заявителей от технологического присоединения и (или) отсутствия у сетевой организации полной информации о количестве всех заявителей и сроках их присоединения, сетевая организация выполняет мероприятия, необходимые для технологического присоединения, за счет собственных средств, учитываемых регулирующим органом в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в том числе, в последующие периоды регулирования в виде выпадающих доходов, возникающих при осуществлении технологического присоединения.

4. По вопросу выбора способа расчета платы за технологическое присоединение сообщаем следующее.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на очередной календарный год устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту), в виде стандартизированных тарифных ставок и в виде ставки за 1 кВт максимальной мощности с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединенной максимальной мощности.

Аналогичная норма содержится и в пункте 7 Методических указаний.

Вместе с тем, действующими нормативными правовыми актами не урегулирован вопрос выбора способа расчета платы за технологическое присоединение ни заявителем, ни сетевой организацией. В этой связи полагаем, что данный вопрос должен быть урегулирован по соглашению сторон.

В настоящее время ФСТ России подготовлены изменения в Основы ценообразования в части закрепления нормы о том, что выбор способа расчета платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем.

5. По вопросу разъяснения пункта 18 Методических указаний сообщаем следующее.

Если Заявителем на технологическое присоединение выступает: садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, содержащаяся за счет прихожан религиозная организация, объединение граждан, объединивших свои хозяйственные постройки (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения), то плата для указанных Заявителей не должна превышать 550 рублей, умноженных на количество членов (абонентов) этих объединений (организаций), при условии присоединения каждым членом этого объединения (организации) не более 15 кВт.

При этом должно быть соблюдено условие, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В случае, если присоединяемая суммарная мощность указанных объединений (организаций) превысит 15 кВт на каждого члена объединения (организации) и (или) превышены вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с Главой III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему максимальной мощности, заявленной потребителем, или в соответствии с Главой IV посредством применения стандартизированных тарифных ставок.

При этом следует отметить, что для заявителей, у которых превышены требования по необходимому расстоянию, регулирующим органом должны быть утверждены ставки платы за 1 кВт мощности технологического присоединения в диапазоне присоединяемой мощности от 0 кВт до 15 кВт, или диапазон утвержденной ставки от 15 кВт до 150 кВт должен быть расширен от 0 кВт до 150 кВт.

6. По вопросу внесения изменений в существенные условия договора технологического присоединения к электрическим сетям сообщаем следующее.

В пункте 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определено, что под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке.

Таким образом, по мнению ФСТ России, при расчете размера платы за технологическое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок протяженность воздушных или кабельных линий электропередачи определяется на основании расстояния, измеряемого по прямой линии в соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения, независимо от того, что фактическая протяженность построенных линий электропередачи может отличаться от использованной при расчете.

По вопросу внесения изменений в существенные условия договора технологического присоединения к электрическим сетям отмечаем следующее.

В силу части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения.

Частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать в том числе следующие существенные условия:

- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

- размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Приложениями N 1 - N 5 к Правилам технологического присоединения утверждены типовые договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 14 указанных приложений договор может быть изменен по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.

Таким образом, внесение изменений в существенные условия договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, заключенного сторонами, не может быть произведено в одностороннем порядке.

7. По вопросу обоснования расходов на выполнение технических условий при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту сообщаем следующее.

Согласно пункту 30.1 Правил технологического присоединения сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с приложением в том числе следующих материалов:

- калькуляции затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;

- расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Согласно указанному пункту при отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, регулирующий орган вправе их запросить. При этом плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту утверждается в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.

По мнению ФСТ России, регулирующий орган вправе запросить наряду с другими материалами у территориальной сетевой организации сметную документацию на предполагаемые работы по строительству объектов электросетевого хозяйства, для того чтобы оценить необходимость и достаточность объема запрашиваемых средств, включаемых в плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Е.В.ПОМЧАЛОВА