См. Документы Федеральной службы по тарифам

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПИСЬМО
от 20 апреля 2012 г. N ДС-3086/7

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
ТАРИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА

По результатам совещания "Итоги работы органов государственного регулирования в 2011 году и основные задачи на 2012 и 2013 годы, прошедшего в г. Москва 16 - 17 апреля 2012 года, ФСТ России обобщила и подготовила ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в области тарификации услуг по проведению технического осмотра транспортных средств.

О способе установления предельного размера платы
за проведение технического осмотра

В соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право установления предельного размера платы за проведение технического осмотра предоставлено высшим органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По мнению ФСТ России, субъект Российской Федерации принимает самостоятельное решение о способе установления предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств:

- единого на территории субъекта Российской Федерации;

- дифференцированного по административно-территориальным образованиям в связи с различными районными коэффициентами к заработной плате на территории субъекта Российской Федерации;

- по конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр операторов технического осмотра.

О проведении технического осмотра транспортных средств
городского наземного электрического транспорта

Проведение технического осмотра данной категории транспортных средств осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1240, которым утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

При наличии на территории субъекта Российской Федерации указанной категории транспортных средств необходимо установить предельный размер платы за проведение технического осмотра такого транспорта на основе применения Методических указаний по расчету предельного размера платы за проведение технического осмотра, утвержденных приказом ФСТ России от 18 октября 2011 г. N 642-а.

Технический осмотр проводится силами операторов технического осмотра.

О применении ставки налога на добавленную стоимость (НДС)

С 01.01.2012 в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) услуги по проведению технического осмотра оказывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА) и получившие статус операторов технического осмотра (операторы ТО).

Законом (статья 32 пункт 7) также предусмотрено, что организации (не операторы ТО), которые на день вступления в силу Закона прошли конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств (ГТО) и имеют договоры с подразделениями МВД России, вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра при условии, если они включены в реестр операторов ТО. При этом не операторы ТО должны пройти аккредитацию до 01.01.2014.

РСА ведет реестр операторов ТО, включающий 3210 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых только 495 прошли аккредитацию и получили статус операторов ТО.

Правилами проведения технического осмотра транспортных средств и Правилами проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, утвержденными соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 1008 и 30.12.2011 N 1240, предусмотрено, что операторы ТО самостоятельно определяют размер платы за проведение ТО, который не должен превышать установленный высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельный размер платы за проведение ТО, рассчитанный по методике ФСТ России.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт 17.2 пункта 2 статьи 149) услуга операторов ТО по проведению технического осмотра не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС).

По имеющейся у ФСТ России информации, есть случаи, когда не операторы ТО, применяя ставку НДС к самостоятельно разработанному размеру платы за проведение ТО, превышают предельный размер платы за проведение ТО.

В результате нарушается порядок ценообразования, за что предусмотрены штрафные санкции в установленном законодательством порядке.

В письме Минфина России от 05.04.2012 N 03-07-11/101 разъяснено, что организации, не операторы ТО, при расчете размера платы за проведение технического осмотра должны учитывать НДС.

При этом предельный размер платы за проведение ТО, установленный субъектом Российской Федерации, не должен быть превышен.

Такой порядок должен сохраниться на весь переходный период до 01.01.2014, когда в процессе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели (не операторы ТО) получат статус операторов ТО.

О предоставлении материалов по расчетам
установленных предельных размеров платы за проведение
технического осмотра

В целях исполнения ряда поручений Правительства Российской Федерации по вопросам проведения мониторинга и анализа установленных субъектами Российской Федерации предельных размеров платы за проведение технического осмотра, просим Вас в срок до 15 мая 2012 года предоставить обосновывающие материалы по расчету предельных размеров платы в табличной форме согласно приложению.

Материалы направляйте по адресу электронной почты: mpetukhov@fstrf.ru

Приложение: копия письма Минфина России от 05.04.2012 N 03-07-11/101 на 3 листах;

формы таблиц на 2-х листах.

И.о. Руководителя
Д.А.САЛЬКОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 апреля 2012 г. N 03-07-11/101

В связи с письмом по вопросу порядка исчисления налога на добавленную стоимость при определении предельного размера взимаемой платы, операторами технического осмотра за проведение технического осмотра транспортных средств, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Согласно пункту 7 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" (далее - Правила) размер платы за проведение технического осмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливается оператором технического осмотра и не может превышать предельных размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам. Поэтому вопрос определения предельного размера данной платы к компетенции Минфина России не относится.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с подпунктом 17.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2012 года от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по проведению технического осмотра, оказываемых операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Согласно статье 1 Закона под оператором технического осмотра понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

На основании пункта 7 статьи 32 Закона с 1 января 2012 года организации, которые на день вступления в силу Закона прошли в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России, до 1 января 2014 года вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра при условии, если они включены в реестр операторов технического осмотра. При этом указанные организации должны пройти аккредитацию в соответствии с Законом до 1 января 2014 года.

В связи с указанными нормами Закона до 1 января 2014 года услуги по проведению технического осмотра будут оказывать юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра, а также организации, указанные в пункте 7 статьи 32 Закона, то есть организации, не аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

Учитывая изложенное, налогом на добавленную стоимость не облагаются услуги по проведению технического осмотра, оказываемые операторами технического осмотра, прошедшими соответствующую аккредитацию.

Что касается указанных услуг, оказываемых организациями, не прошедшими аккредитацию, то такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В связи с этим, размер платы за услуги по проведению технического осмотра транспортных средств, устанавливаемый в соответствии с вышеуказанным пунктом 7 Правил, должен устанавливаться с учетом необходимости уплаты налога на добавленную стоимость организациями, не аккредитованными в установленном порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН