См. Документы Федеральной службы по тарифам

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПИСЬМО
от 5 марта 2011 г. N НБ-1696/5

ПО ВОПРОСУ УТВЕРЖДЕНИЯ ТАРИФА НА ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ НА 2011 ГОД

Федеральная служба по тарифам рассмотрела в пределах своей компетенции обращение по вопросу утверждения тарифа на теплоноситель на 2011 год и сообщает.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон) регулированию подлежат тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) с 1 января 2011 года наделены полномочиями по установлению тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Федеральным законом срок действия (цен) тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, не установлен.

Необходимо отметить, что, исходя из существующей судебной практики (например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006 N 78-Г06-7, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.12.2002 N Ф09-2956/02-ГК), отсутствие основ ценообразования в сфере теплоснабжения и правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также методических указаний по расчету соответствующих тарифов не может служить основанием для отказа в установлении тарифа на теплоноситель.

Обращаем особое внимание, что действующее налоговое законодательство позволяет определить расходы организации, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности.

В целях реализации указанных полномочий полагаем целесообразным применение общих принципов тарифного регулирования, закрепленных в частности Федеральным законом.

Также сообщаем, что постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление) и Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

Согласно пункту 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением, решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет. Следовательно, распространять действие тарифного решения об установлении тарифа на теплоноситель, принятого позднее 1 января 2011 года, на правоотношения с 01.01.2011 неправомерно.

Объем и условия поставки теплоносителя потребителям определяются на основании договорных отношений, оформленных в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Вместе с тем, отсутствие надлежаще установленных тарифов соответствующим органом регулирования не освобождает потребителей от обязанности оплатить фактически потребленные услуги. При этом в расчетах может быть применена цена, рассчитанная с учетом экономически обоснованных затрат на оказание услуг и экономически обоснованной доходности от этой деятельности (данная позиция приводится в судебной практике, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2007 по делу N А10-1459/06-Ф02-393/07-С2; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2009 по делу N А15-1301/2008).

Н.Г.БАКАЕВ