См. Документы Федеральной службы судебных приставов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО
от 25 августа 2014 г. N 00011/14/50543-СВС

О ВОЗВРАЩЕНИИ
НЕЗАКОННО ПЕРЕМЕЩЕННОГО В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
ИЛИ УДЕРЖИВАЕМОГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕБЕНКА
И ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ТАКОГО РЕБЕНКА ПРАВ ДОСТУПА

Письмом ФССП России от 28.05.2014 N 00074/14/30695-АП территориальные органы ФССП России проинформированы о внесении изменений в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей".

В частности, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) дополнен положениями, регламентирующими порядок исполнения исполнительных документов о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка (далее - исполнительный документ о возвращении ребенка) или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации (далее - исполнительный документ о правах доступа).

Согласно ст. 5 Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. (далее - Конвенция), "права доступа" включают право взять ребенка на ограниченный период времени в место иное, чем место его постоянного проживания.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 30 Закона, исполнительный документ о возвращении ребенка или о правах доступа и заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

При решении вопроса о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа о возвращении ребенка или о правах доступа судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона, исполнительные документы о возвращении ребенка предъявляются к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу, а исполнительные документы о правах доступа - в течение трех лет.

Основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, а также для прекращения возбужденного исполнительного производства, кроме несоответствия требованиям ст. 13 Закона, является наступление возраста, по достижении которого международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка (п. 10 ч. 1 ст. 31 и п. 8 ч. 2 ст. 43 Закона соответственно).

Согласно ст. 4 Конвенции, ее применение прекращается, когда ребенок достигает возраста 16 лет.

Согласно ч. 5 ст. 109.3 Закона, судебный пристав-исполнитель информирует Минобрнауки России о ходе исполнительного производства путем направления копий вынесенных постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения.

В соответствии со ст. 244.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда по делу о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка должно содержать в том числе порядок возвращения ребенка, указание на распределение расходов, связанных с возвращением ребенка, а решение суда по делу об осуществлении в отношении ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, прав доступа на основании международного договора Российской Федерации должно содержать в том числе меры по обеспечению осуществления прав доступа.

В случае, если указанные сведения отсутствуют в исполнительных документах о возвращении ребенка или о правах доступа, судебному приставу-исполнителю следует обращаться в соответствующий суд в порядке ст. 32 Закона с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона и ч. 3 ст. 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о разъяснении исполнительного документа о возвращении ребенка или о правах доступа рассматривается в судебном заседании в пятидневный срок со дня его поступления в суд.

На основании п. 6 ч. 3 ст. 35 Закона при исполнении исполнительных документов о возвращении ребенка и о правах доступа допускается совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов.

В случае, если совершенные судебным приставом-исполнителем исполнительные действия, предусмотренные Законом, не позволили установить местонахождение ребенка (детей), судебный пристав-исполнитель в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении исполнительного розыска или со дня возникновения оснований для объявления исполнительного розыска выносит постановление об исполнительном розыске ребенка (детей) либо об отказе в объявлении такого розыска (ч. 6 ст. 65 Закона).

В соответствии с ч. 9 ст. 65 Закона, копии постановления об исполнительном розыске ребенка (детей) направляются судебным приставом-исполнителем в органы опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка (детей) и в Минобрнауки России не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Согласно подп. 6.2.14 п. 6.2 Методических указаний по формированию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц в части организации исполнительного производства, от 12.05.2014 N 0001/11, исполнительные производства, в рамках которых объявлен исполнительный розыск ребенка, подлежат исполнению в межрайонных структурных подразделениях территориальных органов ФССП России по исполнению особых исполнительных производств.

В соответствии с ч. 14 ст. 65 Закона при обнаружении ребенка судебный пристав-исполнитель, осуществляющий исполнительный розыск, незамедлительно информирует органы опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка (детей) и Минобрнауки России. При этом в указанные органы направляется копия постановления о прекращении разыскного дела.

Основанием для прекращения разыскного дела в рамках исполнительных производств о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации является факт обнаружения указанного ребенка и составление соответствующего акта судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск.

Исполнение исполнительных документов о возвращении ребенка и о правах доступа осуществляется в соответствии со ст. 109.3 Закона.

И.о. директора
Федеральной службы
судебных приставов -
главного судебного пристава
Российской Федерации
С.В.САЗАНОВ