ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 августа 2000 г. N ВВ-2506

Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации рассмотрено обращение Ассоциации российских банков по вопросу правомерности доступа федеральных органов налоговой полиции к сведениям, составляющим банковскую тайну.

Полагаем необходимым сообщить следующее.

В соответствии со ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Указанные сведения составляют банковскую тайну и могут быть предоставлены только самим клиентам. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией судам и арбитражным судам, Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей. Полученная федеральными органами налоговой полиции информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит.

Таким образом, закон не ограничивает права федеральных органов налоговой полиции на получение от банков сведений, отнесенных к банковской тайне, какими-либо условиями. Поэтому федеральные органы налоговой полиции при необходимости получения информации, содержащей сведения, отнесенные к банковской тайне, вправе обратиться с соответствующим запросом в банк во всех случаях, и банк обязан предоставить такую информацию.

Выводы Ассоциации российских банков о том, что в связи с вступлением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы налоговой полиции не обладают более правом на доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, так как из предмета их ведения исключена сфера налогового контроля, являются необоснованными. В логическом обосновании позиции Ассоциации российских банков допущена существенная ошибка - ссылка на то, что якобы между полномочиями по проведению налогового контроля и правом на доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, существует прямая функциональная связь. Однако предоставление государственным органам прав на доступ к банковской тайне не связано с наличием либо отсутствием у соответствующих государственных органов функций по осуществлению налогового контроля.

Совместное письмо ФСНП России от 10.09.99 N АА-3107 и МНС России от 05.10.99 N АС-6-16/784 и совместное Постановление Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 не имеют отношения к рассматриваемому вопросу.

В.П.ВОРОЖЦОВ