См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 октября 2017 г. N ГД-4-11/22072@
ПО ВОПРОСУ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.2017 N 03-15-07/68519 исчисления страховых взносов с выплат, производимых гражданам Китайской Народной Республики, временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2017 г. N 03-15-07/68519
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу начисления страховых взносов на выплаты, производимые гражданам Китайской Народной Республики, временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Такими законами являются:
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ обязательному пенсионному страхованию подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ не подлежат.
Исходя из положений части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ), работающие по трудовым договорам.
Таким образом, временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, являются застрахованными лицами только по обязательному пенсионному страхованию.
При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона N 326-ФЗ и статьей 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000 (далее - Соглашение) предусмотрено, что действие Соглашения распространяется, в частности, на граждан Китайской Народной Республики, осуществляющих на законном основании временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации:
а) в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическим или физическим лицами Российской Федерации и юридическими лицами Китайской Народной Республики, с которыми работники находятся в трудовых отношениях;
б) в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателями - юридическими лицами Российской Федерации.
Граждане Китайской Народной Республики, постоянно проживающие на территории Китайской Народной Республики, осуществляют трудовую деятельность в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическим или физическим лицами Российской Федерации и юридическими лицами Китайской Народной Республики, с которыми они находятся в трудовых отношениях.
Согласно положениям пункта 1 статьи 12 Соглашения вопросы пенсионного страхования, медицинского страхования граждан Китайской Народной Республики, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическим или физическим лицами Российской Федерации и юридическими лицами Китайской Народной Республики, с которыми работники находятся в трудовых отношениях, регулируются законодательством государства постоянного проживания.
Вопросы социального страхования (обеспечения) вышеназванных граждан Китайской Народной Республики Соглашение не регулирует, и, следовательно, к ним в этой части применяется законодательство страны пребывания, т.е. законодательство Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 12 Соглашения и части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ граждане Китайской Народной Республики, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическим или физическим лицами Российской Федерации и юридическими лицами Китайской Народной Республики, с которыми работники находятся в трудовых отношениях, не подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации, но подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не уплачиваются, а страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности уплачиваются по тарифу 1,8 процента в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования (пункт 2 статьи 426 Налогового кодекса).
При этом для установления факта направления конкретного работника на территорию Российской Федерации по договору, заключенному между физическим или юридическим лицом принимающего государства и юридическим лицом государства постоянного проживания, необходимо указание в данном договоре или в приложении к нему списка лиц, которые направляются для временной трудовой деятельности в Российскую Федерацию.
В противном случае будет невозможно определить, осуществляет ли работник деятельность по собственной инициативе или по направлению юридического лица государства постоянного проживания - Китайской Народной Республики.
В связи с вышеизложенным при отсутствии в договоре, заключенном между физическим лицом Российской Федерации и юридическим лицом Китайской Народной Республики, или в приложении к нему списка лиц, направленных по этому договору на территорию Российской Федерации, суммы выплат и иных вознаграждений не могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на основании статей 1 и 12 Соглашения и подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в соответствии с положениями главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса.
Граждане Китайской Народной Республики, постоянно проживающие на территории Китайской Народной Республики, осуществляют трудовую деятельность в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателями - юридическими лицами Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 12 Соглашения вопросы пенсионного страхования граждан Китайской Народной Республики, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателями - юридическими лицами Российской Федерации, регулируются законодательством государства постоянного проживания. Обязательное медицинское страхование указанных работников осуществляется работодателем в соответствии с законодательством принимающего государства.
Вопросы социального страхования (обеспечения) вышеназванных граждан Китайской Народной Республики Соглашение не регулирует, и, следовательно, к ним в этой части применяется законодательство страны пребывания, т.е. законодательство Российской Федерации.
Таким образом, с учетом совокупности положений пункта 2 статьи 12 Соглашения и статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ, а также части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, граждане Китайской Народной Республики, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, не подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации, но подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не уплачиваются, а страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности уплачиваются по тарифу 1,8 процента в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования (пункт 2 статьи 426 Налогового кодекса).
Граждане Китайской Народной Республики осуществляют деятельность в соответствии с гражданско-правовыми договорами, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, заключенными с юридическим или физическим лицами Российской Федерации.
Поскольку Соглашение не регулирует вопросы социального страхования (обеспечения) граждан Китайской Народной Республики, заключивших с юридическим или физическим лицом Российской Федерации договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, то, соответственно, к упомянутым гражданам применяется законодательство страны пребывания, т.е. законодательство Российской Федерации.
Таким образом, с учетом совокупности положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ, части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, а также статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ, граждане Китайской Народной Республики, временно пребывающие на территории Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, заключенным с российской организацией или индивидуальным предпринимателем, подлежат обязательному пенсионному страхованию и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, уплачиваются страховые взносы только на обязательное пенсионное страхование по тарифу 22% процента в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10% свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (пункт 1 статьи 426 Налогового кодекса).
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ