См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 28 марта 2025 г. N БС-4-21/3300@

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДПУНКТА 1 ПУНКТА 2
СТАТЬИ 389 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ИЗЪЯТЫХ ИЗ ОБОРОТА, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ,
В СООТВЕТСТВИИ С ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРЫХ СОЗДАНЫ
ЗАКРЫТЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В целях применения налоговыми органами положений подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) об определении не признаваемых объектами налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и занятых объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, направляем для руководства в работе копию Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2025 N 598-О (прилагается).

Обращаем внимание на следующие положения указанного Определения.

Налоговый кодекс не определяет правового режима изъятых из оборота земельных участков, а потому в силу пункта 1 его статьи 11 - в соответствии с которым институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном Кодексе, применяются, если иное им не предусмотрено, в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, - для уяснения нормативного значения подпункта 1 пункта 2 статьи 389 данного Кодекса его необходимо рассматривать в совокупности с нормами гражданского, земельного и иного законодательства.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (пункт 3 статьи 129).

Сообразно этому Земельным кодексом Российской Федерации предусматривается, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 1 и абзац первый пункта 2 статьи 27); изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 11 статьи 22).

Из приведенных законоположений, а также перечня предусмотренных пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для признания земельного участка изъятым из оборота следует, что правовой режим изъятых из оборота земельных участков устанавливается для реализации публичных интересов, обусловленных необходимостью решения Российской Федерацией конституционно значимых задач, в том числе в области обеспечения безопасности и обороны, и влечет ограниченную возможность использования таких земельных участков в соответствии с нормативным правовым актом, регулирующим отношения, для обеспечения которых они изымаются из оборота.

Пункт 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации прямо оговаривает, что изъятие земельного участка из оборота обусловливается расположением на нем конкретного объекта. Его подпункт 7 предполагает, что применение подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса - согласно которому не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, - допускается только в отношении земельных участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Это означает, что изъятый из оборота земельный участок должен быть занят объектом, для обеспечения деятельности которого создано закрытое административно-территориальное образование, а не просто принадлежать организации, осуществляющей соответствующую деятельность, притом что он может использоваться ею в бытовых, рекреационных и иных, непосредственно не связанных с созданием закрытого административно-территориального образования, целях.

Расширительное толкование оспариваемых законоположений, предполагающее выведение из-под обложения земельным налогом всех изъятых из оборота земельных участков, переданных соответствующим организациям в связи с созданием закрытых административно-территориальных образований, - независимо от того, расположены ли на них объекты, в соответствии с видами деятельности которых они образованы, - не согласовывалось бы с конституционными принципами налогообложения, так как порождало бы необоснованные преимущества правообладателей таких земельных участков, расположенных в границах закрытого административно-территориального образования, при использовании их для нужд, непосредственно не связанных с деятельностью объектов, для осуществления которой такое образование создано.

Доведите информацию сотрудникам налоговых органов, обеспечивающим исчисление и контроль за полнотой уплаты земельного налога, включая формирование сообщений об исчисленных суммах земельного налога.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК