См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 декабря 2015 г. N ЗН-4-1/22840@
О НАПРАВЛЕНИИ ПОРЯДКА
ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАЦИИ ФИНАНСОВЫМ ОРГАНАМ
Федеральная налоговая служба в целях оптимизации работы налоговых органов по обеспечению финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований информацией, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года N 410, направляет для использования в работе доработанный Порядок организации работы по подготовке налоговыми органами информации для представления финансовым органам субъектов Российской Федерации и финансовым органам муниципальных образований (прилагается).
Данный Порядок применяется начиная с 2016 года и заменяет Порядок, направленный письмом от 21.12.2012 N ЗН-4-1/21802@.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации поручается довести Порядок до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Н.С.ЗАВИЛОВА
Приложение
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ ОРГАНАМ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Настоящий Порядок определяет особенности организации работы налоговых органов по подготовке и представлению информации финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года N 410 (далее - Правила), а также с учетом положений Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ, которым введены определения муниципальных образований: городского округа с внутригородским делением и внутригородского района.
Во исполнение пункта 3 Правил представление информации о начисленных, уплаченных налогах и сборах, о суммах задолженности по ним осуществляется налоговыми органами в виде информационного массива, сформированного в соответствии со структурой и форматами, утвержденными приказом Минфина России и ФНС России от 30.06.2008 N 65н/ММ-3-1/295@.
На основании пунктов 3.1 и 3.2 Правил сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы местных бюджетов, представляются в виде отчетов по установленным формам статистической налоговой отчетности в табличном формате Microsoft Excel (далее - статистические отчеты).
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под финансовым органом понимается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (финансовый орган субъекта Российской Федерации) и орган (должностные лица) местной администрации муниципального образования, осуществляющий составление и организацию исполнения местного бюджета (финансовый орган муниципального образования).
Для выполнения налоговыми органами обязанностей, установленных Правилами, необходимо обеспечить представление информации во все муниципальные образования субъекта Российской Федерации, созданные соответствующими законами субъекта Российской Федерации, т.е. во все поселения (городские и сельские), городские округа, муниципальные районы, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, внутригородские территории городов федерального значения.
В адрес финансового органа субъекта Российской Федерации должен быть направлен информационный массив и статистические отчеты как в целом по субъекту (сводные данные), так и в разрезе всех муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта.
В адрес финансового органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) должен быть направлен информационный массив и статистические отчеты как в целом по муниципальному району (городскому округу с внутригородским делением), так и в разрезе всех поселений, входящих в данный муниципальный район (городской округ с внутригородским делением).
Финансовым органам субъектов Российской Федерации информационный массив и статистические отчеты направляются УФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС России).
Данные информационного массива и статистических отчетов могут доводиться до финансовых органов местных администраций следующим образом:
- информация предоставляется непосредственно налоговыми органами (УФНС России или инспекциями ФНС России (далее - ИФНС России) во все муниципальные образования при наличии у них необходимого технического и программного обеспечения для ее приема и обработки;
- финансовый орган субъекта Российской Федерации на основании Соглашения с УФНС России может принять на себя функцию доведения данных информационного массива и статистических отчетов до финансовых органов местных администраций, например, путем предоставления им удаленного доступа к единому хранилищу данных;
- информационный массив и статистические отчеты могут доводиться налоговыми органами до муниципальных образований через финансовые органы муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) при делегировании последним соответствующих полномочий на основании Соглашений ИФНС России с финансовыми органами муниципальных районов.
Из приведенных схем взаимодействия в последних двух случаях налоговым органам необходимо письменно известить финансовые органы муниципальных образований о получении данных информационного массива и (или) отчетных данных налоговых органов по выбранной схеме (направить копию заключенного Соглашения).
При получении муниципальными образованиями информации через финансовые органы субъекта Российской Федерации или муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) налоговые органы в указанные муниципальные образования дублирующую информацию не направляют.
Согласно пункту 1 приказа Минфина России и ФНС России от 30.06.2008 N 65н/ММ-3-1/295@ информационный массив и статистические отчеты должны направляться в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в следующие сроки:
- информационный массив - ежемесячно по состоянию на 1 число, в срок до 15 числа следующего месяца;
- статистические отчеты - не позднее 1-го августа года, следующего за отчетным.
Одновременно УФНС России и ИФНС России должны соблюдать сроки представления информации, указанные на титульных листах форм статистической налоговой отчетности, утвержденных приказами ФНС России.
Во исполнение пункта 5 Правил передача и прием информации осуществляется в электронном виде. Представление информационного массива и статистических отчетов на бумажном носителе не предусмотрено.
Контроль за соблюдением настоящего Порядка возлагается на УФНС России.
В связи с проведением эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов Республики Алтай (приказ ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-4/486), начиная с 2016 года, взаимодействие с финансовыми органами данного субъекта и муниципальных образований осуществляется Управлением ФНС России по Республике Алтай.
1. Формирование и представление информационного
массива о начисленных, уплаченных налогах и сборах
и суммах задолженности
1.1. Формирование информационного массива
Участниками информационного обмена являются УФНС России, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ по КН), ИФНС России.
Передача информации между налоговыми органами осуществляется по телекоммуникационным каналам связи, оснащенным средствами криптографической защиты информации (СКЗИ).
Формирование информационного массива осуществляется по нижеприведенной схеме.
Формирование информационного массива управлением ФНС России
по субъекту Российской Федерации
┌───────────────────┐ ┌────────────────────┐ │ Сведения по │ │ Сведения по │ │налогоплательщикам,│ ┌───────────────────┐ │налогоплательщикам, │ │состоящим на учете │ │ Информационный │ │состоящим на учете в│ │в налоговых органах│ │ массив │ │ других субъектах │ │данного субъекта РФ├─────"│субъекта Российской│"────┤Российской Федерации│ │ с ОКАТО данного │ │ Федерации │ │ с ОКАТО данного │ │ субъекта РФ │ │ (УФНС России) │ │ субъекта РФ │ │ │ └───────────────────┘ │ │ │ (из ИФНС России и │ /\ │ (из УФНС России │ │ МРИ ФНС России) │ │ │ других субъектов) │ └───────────────────┘ │ └────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────┴──────────────────┐ │ Сведения по налогоплательщикам, │ │состоящим на учете в межрегиональных│ │инспекциях ФНС России по крупнейшим │ │ налогоплательщикам с ОКАТО данного │ │ субъекта РФ │ │ │ │ (из МИ по КН) │ └────────────────────────────────────┘
1.1.1. ИФНС России в срок не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным, передают с местного уровня на региональный (в УФНС России) информацию, содержащуюся в информационном ресурсе "Расчеты с бюджетом" регионального уровня (далее - ИР РСБ), утвержденном приказом ФНС России от 16.06.2011 N ЯК-7-1/376@, по всем показателям и всем налогоплательщикам.
1.1.2. Сведения ИР РСБ УФНС России в адрес УФНС России по другим субъектам Российской Федерации направляются в срок не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным;
1.1.3. МИ по КН в УФНС России по соответствующим субъектам Российской Федерации данные ИР РСБ передаются в срок не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным.
1.1.4. Учитывая особенности уплаты налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участков недр, передача данных о налогоплательщиках НДПИ происходит в следующем порядке.
1.1.4.1. УФНС России по месту нахождения налогоплательщиков НДПИ (месту представления декларации по НДПИ), осуществляющих добычу полезных ископаемых на территории других субъектов Российской Федерации, производят выгрузку данных из ИР РСБ регионального уровня по этим налогоплательщикам отдельно в адрес каждого субъекта Российской Федерации по месту добычи полезных ископаемых и фактической уплаты НДПИ не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным.
1.1.4.2. МИ по КН производят выгрузку данных по НДПИ из ИР РСБ по налогоплательщикам, состоящим на учете в данных инспекциях, отдельно в адрес каждого субъекта Российской Федерации не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным:
- в части налогоплательщиков НДПИ, осуществляющих добычу полезных ископаемых в субъекте Российской Федерации по месту своего фактического нахождения - в УФНС России по месту фактического нахождения данных налогоплательщиков;
- в части налогоплательщиков НДПИ, осуществляющих добычу полезных ископаемых в субъектах Российской Федерации, отличных от субъекта Российской Федерации по месту фактического нахождения данных налогоплательщиков, - в соответствующие УФНС России по месту добычи полезных ископаемых.
1.1.5. УФНС России по месту учета организации направляют данные ИР РСБ в УФНС России по прежнему месту нахождения ликвидированного (закрытого) обособленного подразделения организации, т.е. по месту уплаты налогов в порядке, аналогичном порядку и срокам направления сведений по НДПИ (п. 1.1.4.1).
МИ по КН направляют сведения по ликвидированным обособленным подразделениям организаций в УФНС России по прежнему месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения (месту уплаты налогов) в порядке, аналогичном порядку и срокам направления сведений по НДПИ (п. 1.1.4.2).
1.1.6. УФНС России по налогоплательщикам, местом учета которых в качестве плательщиков торгового сбора является место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя), направляют данные ИР РСБ в УФНС России по месту осуществления торговой деятельности в сроки, предусмотренные п. 1.1.2 настоящего Порядка.
1.1.7. На основании данных ИР РСБ, полученных с местного уровня на региональный, из МИ по КН и УФНС России по другим субъектам Российской Федерации, а также по ликвидированным (закрытым) обособленным подразделениям организаций, УФНС России формирует единый информационный массив о налогах и сборах для предоставления финансовым органам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по всем налогоплательщикам, осуществляющим свою деятельность и уплачивающим налоги и сборы на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
1.1.8. Информация о начислениях, поступлениях, сложившейся сумме задолженности в отношении регулирующих налогов представляется в целом по виду налога без разбивки по уровням бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сведения о налогах и сборах, в полном объеме зачисляемых в доходы федерального бюджета и не участвующих в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, передаче не подлежат.
2. Представление сформированных по муниципальным
образованиям отчетов о налоговой базе и структуре
начислений по налогам и сборам, формирующим доходы бюджетов
субъектов Российской Федерации и доходы местных бюджетов
Сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы местных бюджетов, содержатся в отчетах по формам статистической налоговой отчетности N N 5-ИБ, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН, 5-УСН, 5-НП, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-МН, 5-НИО, 5-ВБР, 5-ТН, 5-ЖМ, 5-ПМ, 5-НДПИ, 5-ДДК, 5-НДФЛ и 5-ТСМ, утвержденных приказами ФНС России.
Статистические отчеты направляются финансовым органам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по итогам за год (за исключением отчета по форме N 5-НДФЛ, который передается два раза в год) в электронном виде в формате Microsoft Excel с соблюдением сроков, указанных на титульных листах форм.
Отчет по форме N 5-НДФЛ формируется на федеральном уровне Федеральным казенным учреждением "Налог-Сервис" ФНС России (далее ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России) в соответствии с указаниями по порядку составления отчета.
ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России направляет в УФНС России сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации и в разрезе муниципальных образований данного субъекта в сроки, приведенные в методических указаниях по порядку формирования отчета.
Работа по представлению статистических отчетов должна быть завершена до 1 августа года, следующего за отчетным.
Сумма значений показателей, приведенных в отчетах по всем муниципальным образованиям субъекта, должна быть равна данным сводного отчета по субъекту Российской Федерации по соответствующим показателям.
Статистические отчеты, направляемые в органы местного самоуправления, должны быть сформированы в целом по соответствующему муниципальному образованию. В случае, если несколько налоговых инспекций обслуживают одно муниципальное образование, файл отчета по данному муниципальному образованию направляется одним налоговым органом, определенным УФНС России.
Если в статистические отчеты после их направления финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований были внесены изменения (корректировки), то отчеты должны быть повторно сформированы и направлены после размещения уточненного отчета на официальном Сайте ФНС России с учетом корректировки, представленной УФНС России.
Ответственность за формирование показателей в вышеизложенном порядке возлагается на УФНС России.
2.1. Отчеты о налоговой базе и структуре начислений
по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации, доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов (за исключением
отчета по форме N 5-НДФЛ)
2.1.1. Отчеты по формам N N 5-ИБ, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН, 5-УСН, 5-НП, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-МН, 5-НИО, 5-ВБР, 5-ТН, 5-ЖМ, 5-ПМ, 5-НДПИ, 5-ДДК, 5-ТСМ в соответствии с утвержденными методическими указаниями формируются ИФНС России по каждому муниципальному образованию (по коду ОКАТО ( КТМ О), применяемому в налоговых органах для идентификации муниципальных образований) по итогам отчетного года.
МИ по КН по формам N N 5-НП, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-НИО, 5-ПМ, 5-НДПИ составляют отчеты по муниципальным образованиям отдельно по каждому субъекту Российской Федерации.
Отчеты по формам статистической налоговой отчетности N N 5-ИБ, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН, 5-УСН, 5-МН, 5-ВБР, 5-ТН, 5-ЖМ, 5-ДДК, 5-ТСМ МИ по КН не составляют.
2.1.2. Сформированные по муниципальным образованиям отчеты направляются ИФНС России и МИ по КН в УФНС России в соответствии с установленными "Требованиями к составу и структуре файлов данных статистической налоговой отчетности ФНС России для форм о налоговой базе и структуре начислений, представляемых в разрезе муниципальных образований в электронном виде по каналам связи" (приказ ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-13/180).
2.1.3. УФНС России на базе информации, полученной от ИФНС России и МИ по КН, составляют сводные отчеты по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации и сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации, включающие данные как по налогоплательщикам, состоящим на учете в налоговых органах субъекта Российской Федерации, так и по налогоплательщикам, состоящим на учете в МИ по КН (по форме N 5-НДПИ - согласно пункту 2.2.4, по форме N 5-ТСМ - согласно пункту 2.2.5 настоящего Порядка).
2.1.4. При направлении в УФНС России отчета по форме N 5-НДПИ ИФНС России включают в файл передачи отчетные данные по всем налогоплательщикам, состоящим на учете и осуществляющим добычу полезных ископаемых на территории "своего" субъекта Российской Федерации, а также отчеты по налогоплательщикам, состоящим на учете в данной ИФНС России, но осуществляющим добычу полезных ископаемых на территории других субъектов Российской Федерации.
При получении от ИФНС России отчетов по форме N 5-НДПИ в разрезе муниципальных образований других субъектов Российской Федерации, УФНС России направляют отчеты в соответствующие УФНС России по месту нахождения участков недр и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Файлы передачи данных формируются отдельно по каждому субъекту Российской Федерации.
Отчет по форме N 5-НДПИ УФНС России по месту нахождения участков недр и уплаты налога на добычу полезных ископаемых составляют после получения отчетов по муниципальным образованиям из ИФНС России, МИ по КН и УФНС России по другим субъектам Российской Федерации.
2.1.5. ИФНС России по месту предоставления уведомления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора составляют и направляют в УФНС России по субъекту Российской Федерации отчет по форме N 5-ТСМ.
При получении от ИФНС России отчетов по форме N 5-ТСМ в разрезе муниципальных образований других субъектов Российской Федерации УФНС России направляют отчеты в соответствующие УФНС России по месту осуществления торговой деятельности.
2.1.6. В установленные приказами ФНС России сроки УФНС России направляют финансовым органам субъектов Российской Федерации в электронном виде отчеты по формам N N 5-ИБ, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН, 5-УСН, 5-НП, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-МН, 5-НИО, 5-ВБР, 5-ТН, 5-ЖМ, 5-ПМ, 5-НДПИ, 5-ДДК, 5-ТСМ в целом по субъекту Российской Федерации, по муниципальным районам (городским округам с внутригородским делением) субъекта Российской Федерации (сводные отчеты), а также в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
2.1.7. Направление отчетов по формам N N 5-ИБ, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН, 5-УСН, 5-НП, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-МН, 5-НИО, 5-ВБР, 5-ТН, 5-ЖМ, 5-ПМ, 5-НДПИ, 5-ДДК, 5-ТСМ в разрезе муниципальных образований в электронном виде в формате Microsoft Excel в ИФНС России (ТОРМы) должно быть осуществлено УФНС России в сроки, позволяющие ИФНС России (ТОРМам) представить информацию финансовым органам муниципальных образований в срок не позднее 1 августа года, следующего за отчетным.
2.1.8. УФНС России вправе не направлять в ИФНС России (ТОРМы) файлы с отчетами, сформированными в разрезе муниципальных образований, а письменно дать разрешение о самостоятельном направлении ими ранее сформированных отчетов в формате Microsoft Excel в соответствующие органы местного самоуправления.
2.1.9. Если на территории муниципального образования отсутствуют налогоплательщики по какому-либо виду налога (сбора) и соответствующий статистический отчет из перечня форм N N 5-ИБ, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН, 5-УСН, 5-НП, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-МН, 5-НИО, 5-ВБР, 5-ТН, 5-ЖМ, 5-ПМ, 5-НДПИ, 5-ДДК, 5-ТСМ не составляется, то вместо "нулевого" отчета в органы местного самоуправления в установленные сроки обязательно направляется письмо с объяснением причины непредставления отчета.