См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 25 ноября 2014 г. N ЕД-4-2/24315

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ
ЗАПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ДОКУМЕНТОВ (ИНФОРМАЦИИ)

Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В соответствии со статьями 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) должностное лицо налогового органа вправе истребовать у юридических и физических лиц (далее - налогоплательщики) документы (информацию).

Истребуемые документы (информация) могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (пункт 2 статья 93, пункт 5 статья 93.1 Кодекса). При этом Кодекс не наделяет налоговые органы правом на определение способа (в том числе в виде рекомендаций) представления налогоплательщиком истребуемых документов (информации).

Способ представления истребуемых документов (информации) определяется налогоплательщиком самостоятельно в рамках Кодекса.

Непредставление в установленный срок истребуемых документов (информации), отказ в их предоставлении, а равно иное уклонение от их предоставления либо их предоставление с заведомо недостоверными сведениями влечет налоговую ответственность, установленную статьями 126, 129.1 Кодекса, а также административную ответственность, установленную статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Форма требования о представлении документов (информации) (далее - требование) установлена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (в ред. от 27.08.2013) с учетом указанных норм.

Проведенный ФНС России анализ выявил отдельные случаи направления налоговыми органами требований, не соответствующих названной форме. В частности, была искажена информационная часть требований в отношении:

ответственности за неисполнение требования - налоговый орган не в полном объеме информировал налогоплательщика об ответственности за неисполнение требования;

способов представления истребуемых документов (информации) - налоговый орган не в полном объеме информировал налогоплательщика о способах представления документов (информации) и определял за налогоплательщика конкретные способы их представления, в том числе исключая возможность представления документов в электронной форме.

Необходимо отметить, что развитие электронного документооборота с налогоплательщиками является одним из приоритетных направлений деятельности ФНС России.

В этой связи действия налоговых органов по ограничению возможности представления налогоплательщиками документов в электронной форме прямо противоречат принимаемым ФНС России мерам по развитию названного электронного документооборота.

Учитывая изложенное поручаю:

руководителям УФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам организовать работу по направлению требований в соответствии с установленной формой и рекомендациями ФНС России;

руководителям УФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам МИ ФНС России по федеральным округам в ходе проведения аудиторских проверок проверять вопрос соответствия направляемых в рамках налогового контроля документов, предусмотренных Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленным формам и рекомендациям ФНС России.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до нижестоящих территориальных налоговых органов.

При наличии предложений по изменению (дополнению) формы требования необходимо их представить в Контрольное управления ФНС России не позднее 15.12.2014.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ