См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 24 ноября 2023 г. N СД-4-3/14769@

ФНС России в рамках исполнения пункта 8 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 29.01.2023 N Пр-172, которым ФНС России совместно с Минэкономразвития России и Минцифры России поручено принять меры, направленные на обеспечение эффективного применения механизма налоговых льгот, предоставляемых при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТКТ), доводит позицию ФНС России, согласованную письмом Минфина России от 14.08.2023 N 0302-06/76126.

Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) пункты 1, 3 статьи 257 и подпункт 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнены положениями, в соответствии с которыми с 01.01.2023 расходы, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, связанные с формированием первоначальной стоимости основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и нематериальных активов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, а также расходы на приобретение прав на использование указанных программ для ЭВМ и баз данных в целях налогообложения налогом на прибыль организаций могут учитываться с повышающим коэффициентом 1,5.

Кроме того, Федеральным законом N 323-ФЗ пункт 2 статьи 286.1 Кодекса дополнен подпунктом 7, согласно которому воспользоваться правом на применение инвестиционного налогового вычета с 01.01.2023 могут организации, осуществившие расходы на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации объектов основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также нематериальных активов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также осуществившие расходы на обучение работников, их обслуживающих.

Также Федеральным законом от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 2 статьи 259.3 Кодекса дополнен подпунктами 5 и 6, согласно которым с 01.01.2023 в отношении основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также нематериальных активов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, к основной норме амортизации может применяться специальный коэффициент, но не выше 3.

Федеральным законом от 28.04.2023 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 1 статьи 257 Кодекса дополнен положениями, в соответствии с которыми повышающий коэффициент 1,5 может применяться также к расходам на формирование первоначальной стоимости объектов основных средств, включенных в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика - организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Пунктом 1 статьи 56 Кодекса установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (пункт 14) указано, что у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.

Из положений абзаца третьего пункта 1 и абзаца тринадцатого пункта 3 статьи 257 Кодекса, подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса, подпунктов 5 и 6 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса и подпункта 7 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса следует, что получение права на применение указанных норм имеют налогоплательщики, приобретающие и внедряющие отечественные ИТКТ, в том числе относящиеся к сфере искусственного интеллекта, тем самым получая преимущества перед другими налогоплательщиками, работающими с программным обеспечением (базами данных), радиоэлектронной продукцией и высокотехнологичным оборудованием, не включенными в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, а также перечень российского высокотехнологичного оборудования, в связи с чем имеет место адресность предоставляемых преимуществ, которая должна квалифицироваться в качестве льготы в целях применения пункта 6 статьи 88 Кодекса.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН