См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 22 марта 2019 г. N ЕД-4-20/5228

О НАПРАВЛЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе инструкцию для сотрудников налоговых органов по новому порядку применения контрольно-кассовой техники в целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и индивидуальных предпринимателей в рамках третьего этапа реформы.

Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечьте его исполнение.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ

Приложение

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ СОТРУДНИКОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО НОВОМУ ПОРЯДКУ
ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РАМКАХ
ТРЕТЬЕГО ЭТАПА РЕФОРМЫ

1. Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

2. Настоящая Инструкция определяет последовательность действий сотрудников территориальных налоговых органов в целях проведения информационно-разъяснительной кампании по переходу на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) налогоплательщиками, ранее не обязанных применять ККТ.

I. Общие положения

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

С 1 июля 2019 года обязаны применять контрольно-кассовую технику следующие категории налогоплательщиков:

- организации и индивидуальные предприниматели на любом режиме налогообложения, выполняющие работы или оказывающие услуги населению;

- индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения, работающие в сфере торговли или общепита без наемных работников;

- индивидуальные предприниматели без наемных работников, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов;

- организации и индивидуальные предприниматели при продаже в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расширен термин "расчеты" и определены операции, при которых необходимо применять ККТ с 01.07.2019:

- организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

- при предоставлении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капремонт;

- при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

- при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

- при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы.

4. Вместе с тем, следует отметить, что согласно позиции Минфина России, озвученной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 20 февраля 2019 года на заседании коллегии ФНС России, планируется перенос срока обязательного применения нового порядка применения контрольно-кассовой техники для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, с учетом реализации проекта "Налог на профессиональный доход".

Таким образом, территориальным налоговым органам необходимо при проведении информационно-разъяснительной кампании руководствоваться озвученной позицией в части отсрочки по обязательному применению ККТ индивидуальными предпринимателями, не имеющими работников и оказывающими услуги или торговлю товарами собственного производства.

II. Информационно-разъяснительная кампания

5. В целях обеспечения плавного перехода на новый порядок применения ККТ необходимо в двухнедельный срок с момента получения настоящей Инструкции утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по реализации положений Федерального закона N 54-ФЗ с указанием наименования мероприятия, срока исполнения мероприятия, ожидаемого результата от реализации мероприятия и ответственного исполнителя.

6. Реализация информационно-разъяснительной кампании по вопросам законодательства Российской Федерации о применении ККТ при реализации третьего этапа реформы осуществляется налоговыми органами.

7. В целях проведения информационно-разъяснительной кампании Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо составить список налогоплательщиков, обязанных с 01.07.2019 применять ККТ, и довести указанный список до подведомственных налоговых органов. При этом обращается внимание на необходимость точечного взаимодействия с налогоплательщиками по вопросу предстоящей обязанности применения ККТ.

8. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается представлять оценку количества налогоплательщиков, обязанных с 01.07.2019 перейти на новый порядок применения ККТ, по состоянию на последний день отчетного месяца по форме согласно приложению N 1 в Управление оперативного контроля ФНС России не позднее 5 числа каждого месяца.

Указанную информацию следует продублировать по Lotus Notes в адрес Хафизова Дениса Александровича.

9. Территориальным налоговым органам поручается направить в адрес налогоплательщиков уведомление о предстоящей обязанности применения ККТ в электронной форме посредством личного кабинета налогоплательщика юридического лица/индивидуального предпринимателя и (или) по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в срок не позднее 12.04.2019.

При этом данное уведомление необходимо повторно направить в адрес данных налогоплательщиков на бумажном носителе лично (по мере возможности) либо по почте в срок не позднее 26.04.2019.

Впоследствии, территориальным налоговым органам поручается обзвонить налогоплательщиков, у которых возникает обязанность применять ККТ с 01.07.2019, и довести до их сведения информацию о новом порядке применения ККТ.

10. При обращении налогоплательщиков - участников третьего этапа реформы в налоговые органы необходимо осуществлять консультации, касающиеся нового порядка применения ККТ, в том числе в простой и доступной форме объяснять указанным лицам о преимуществах и необходимости применения ККТ, о возможности регистрации (перерегистрации, снятии с регистрационного учета) ККТ через кабинет ККТ, о порядке разрешения возникающих вопросов и пр.

11. Территориальным налоговым органам поручается подготовить различные информационные материалы с целью их распространения среди организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых ранее отсутствовала обязанность применения ККТ. При работе необходимо ориентироваться на официальный сайт ФНС России www.nalog.ru и специальный раздел https://kkt-online.nalog.ru.

12. Кроме того, налоговым органам поручается актуализовать работу с администрациями субъектов Российской Федерации по их привлечению и содействию в рамках третьего этапа реформы по ККТ.

13. В целях информирования налогоплательщиков о новом порядке применения ККТ налоговым органам поручается обеспечить взаимодействие с производителями ККТ и операторами фискальных данных (далее - ОФД) в части получения от них рекламных брошюр и пр.

14. Территориальным налоговым органам поручается продолжить работу по организации семинаров с налогоплательщиками по вопросу применения ККТ, в том числе доведения информации, касающейся перехода на новый порядок применения ККТ.

Кроме того, необходимо продолжить работу открытых классов, ограничив количество участников (не более 20 человек).

Обращается внимание на необходимость ведения раздельного учета проведенных семинаров, встреч и выступлений в отношении налогоплательщиков, обязанных с 01.07.2019 применять ККТ, и в отношении налогоплательщиков уже применяющих ККТ в части возникающих вопросов по новому порядку применения ККТ. При этом такой учет ведется по форме, доведенной письмом ФНС России от 25.04.2017 N ЕД-4-20/7882@.

Информация по учету проведения мероприятий информационно-разъяснительной кампании должна предоставляться в Управление оперативного контроля ФНС России в сроки, указанные в письме Управления оперативного контроля ФНС России от 26.12.2018 N 20-4-04/0003@.

15. В целях оперативного решения вопросов, возникших в связи с переходом на новый порядок применения ККТ, территориальным налоговым органам необходимо продолжить деятельность рабочих групп с уполномоченными по правам предпринимателей и объединениями предпринимателей на уровне не ниже заместителя руководителя Управления, в том числе в рамках оперативных штабов.

16. Все проблемные вопросы по обеспечению перехода на новый порядок применения ККТ должны аккумулироваться в рамках оперативных штабов.

17. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается актуализировать сведения о составе оперативных штабов и представить указанные сведения в Управлении оперативного контроля ФНС России в срок до 15.04.2019 по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

18. При изменении состава оперативных штабов в трехдневный срок доводить до Управления оперативного контроля ФНС России актуальные сведения по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

19. Кроме того, ФНС России поручает территориальным налоговым органам проводить с налогоплательщиками разъяснительные работы относительно целесообразности заблаговременно переходить на новый порядок применения ККТ.

20. В целях недопущения злоупотреблений и завышения цен на приобретение ККТ территориальным налоговым органам поручается осуществлять мониторинг цен на ККТ, фискальные накопители и связь в целях применения ККТ в регионе, а также организовать работу с организациями, оказывающими услуги по поставке и сервисному обслуживанию ККТ.

21. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается на постоянной основе осуществлять мониторинг региональных средств массовой информации на предмет освещения реформы по новому порядку применения ККТ.

22. Обращается внимание, что эффективность работы по переводу налогоплательщиков на новый порядок применения контрольно-кассовой техники будут учтены при распределении аналитических баллов в соответствии с проектом показателей оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России на 2019 год, доведенным письмом ФНС России от 29.12.2018 N БА-5-1/4046дсп@.

23. При рассмотрении вопросов, связанных с новым порядком применения ККТ, территориальным налоговым органам необходимо принять все необходимые меры для самостоятельного решения возникших вопросов, в том числе с использованием информации, размещенной на портале информационного ресурса "База данных "Вопрос-Ответ".

Приложение N 1
к настоящей Инструкции

п/п
Код региона
Наименование УФНС
Общее количество ЮЛ, обязанных с 01.07.2019 применять ККТ
Общее количество ИП, обязанных с 01.07.2019 применять ККТ
ОСН
УСН
ЕСХН
ОСН
УСН
ЕСХН
Всего НП
из них, переведенных на ККТ
Всего НП
из них, переведенных на ККТ
Всего НП
из них, переведенных на ККТ
Всего НП
из них, переведенных на ККТ
Всего НП
из них, переведенных на ККТ
Всего НП
из них, переведенных на ККТ
в том числе совмещающих с ЕНВД
Всего
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ЕНВД
Всего
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ЕНВД
Всего
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ПСН
Всего
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ПСН
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ПСН
Всего
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ПСН
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ПСН
Всего
в том числе совмещающих с ЕНВД
в том числе совмещающих с ПСН
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

В графе 4 указывается общее количество налогоплательщиков - юридических лиц, применяющих ОСН и обязанных с 01.07.2019 применять ККТ. Значение в указанной графе должно быть больше значения в графе 5

В графе 5 указывается количество налогоплательщиков - юридических лиц, совмещающих ОСН и ЕНВД и обязанных с 01.07.2019 применять ККТ. Указанная графа заполняется также в случае если ЮЛ осуществляет деятельность только по ЕНВД

В графе 6 указывается общее количество налогоплательщиков - юридических лиц, применяющих ОСН и переведенных на новый порядок применения ККТ. Заполняется нарастающим итогом по мере представления данной отчетности. Значение в указанной графе должно быть больше значения в графе 7

В графе 7 указывается количество налогоплательщиков - юридических лиц, совмещающих ОСН и ЕНВД и переведенных на новый порядок применения ККТ. Заполняется нарастающим итогом по мере представления данной отчетности

Графы 8 и 12 заполняются по аналогии с графой 4

Графы 9 и 13 заполняются по аналогии с графой 5

Графы 10 и 14 заполняются по аналогии с графой 6

Графы 11 и 15 заполняются по аналогии с графой 7

Графы, относящиеся к налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям, заполняются по аналогии с графами, относящимися к налогоплательщикам - юридическим лицам

Приложение N 2
к настоящей Инструкции

Контактные данные сотрудников территориальных налоговых органов, входящих в состав оперативных штабов/центров компетенции
Наименование субъекта РФ (ФИЛЬТР тут)
Должность
Ф.И.О.
Адрес почты (Lotus Notes)
Телефон
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
в том числе:
Наименование федерального округа