См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 19 января 2016 г. N БС-4-11/504

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копию письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2016 N 03-05-04-01/315 по вопросу применения пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении федеральных органов исполнительной власти и его территориальных органов в целях определения права на налоговую льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 Кодекса.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 января 2016 г. N 03-05-04-01/315

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания федеральных органов исполнительной власти и его территориальных органов в соответствии со статьей 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взаимозависимыми лицами в целях применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Кодекса, и сообщает.

В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения с 1 января 2015 года организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве объектов основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 105.1 Кодекса с учетом положений пункта 1 указанной статьи в целях Кодекса признаются взаимозависимыми организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов.

При этом пунктом 5 статьи 105.1 Кодекса предусмотрено, что прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми, что не исключает признания указанных в названном пункте организаций взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным статьей 105.1 Кодекса.

Для целей пункта 5 статьи 105.1 Кодекса к иным основаниям признания российских организаций взаимозависимыми лицами относится, в том числе наличие у организации полномочий по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другой организации (подпункт 4 пункта 2 указанной статьи).

Соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти по созданию своих территориальных органов и назначению соответствующих должностных лиц предусмотрены пунктом 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе порядок назначения их руководителей, относится к полномочиям Российской Федерации и как предмет ее ведения в пределах, требующих законодательного урегулирования, регламентируется федеральными законами, имеющими прямое действие на всей ее территории (пункт 10 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В связи с этим полагаем, что создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе порядок назначения их руководителей, возможно рассматривать как форму государственного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (участие Российской Федерации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти).

Учитывая изложенное, осуществление федеральными органами исполнительной власти полномочий по назначению руководителей своих территориальных органов возможно приравнять к косвенному участию Российской Федерации в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти и, соответственно, не рассматривать в качестве иного основания признания российских организаций взаимозависимыми лицами для целей пункта 5 статьи 105.1 Кодекса.

Таким образом, по мнению Департамента, федеральные органы исполнительной власти и его территориальные органы, а также территориальные органы соответствующего федерального органа исполнительной власти не признаются взаимозависимыми лицами для целей применения Кодекса, в том числе пункта 25 статьи 381 Кодекса.

Директор Департамента
И.В.ТРУНИН