См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 14 ноября 2014 г. N ГД-4-3/23640@

О ПРИМЕНЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЙ ПОДПУНКТА 4 ПУНКТА 2 СТАТЬИ 310 НК РФ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 02.10.2014 N 03-08-13/49428 по вопросу применения положений подпункта 4 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации при подтверждении местонахождения филиала иностранного банка.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 октября 2014 г. N 03-08-13/49428

В связи с письмом о доведении до сведения налоговых органов и налогоплательщиков разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения положений подпункта 4 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при подтверждении местонахождения филиала иностранного банка сообщаем.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, регулируются статьей 309 Кодекса и нормами международных договоров (соглашений) об избежании двойного налогообложения Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 3 статьи 310 Кодекса в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждения факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

По смыслу указанной нормы она имеет прямое отношение только к самому иностранному банку, т.е. к его головному офису, ограничивая тем самым автоматическое применение нормы к филиалам иностранных банков.

Возможность применения конкретного международного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения определяется исходя из определения резидентства лица, являющегося фактическим обладателем прав на полученный доход. Резидентство (постоянное местопребывание) в иностранных государствах определяется в соответствии с национальным законодательством каждого конкретного государства, основывающегося на различных критериях.

Эта позиция также подтверждается в комментариях к статье 4 "Резидент" Модели Конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал. В данной статье указано, что Соглашения об избежании двойного налогообложения не затрагивают вопроса установления положений национального законодательства, в соответствии с которыми лицо рассматривается как налоговый резидент и, соответственно, подлежит налогообложению в полной мере в этом государстве. Соглашения не устанавливают стандарты, которым должны отвечать положения национального законодательства для определения понятия налогового резидентства. В связи с этим государства полностью основываются на своем внутреннем законодательстве.

Таким образом, при выплате российскими банками доходов филиалам иностранных банков необходимо располагать документом, выданным компетентным органом государства, в котором расположен филиал иностранного банка, на предмет подтверждения или неподтверждения налогового резидентства филиала в смысле применения норм межправительственного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения.

Если компетентный орган государства местонахождения филиала иностранного банка подтвердит налоговое резидентство филиала, то при выплате российским банком такому филиалу доходов, признаваемых доходами от источников в Российской Федерации, следует применять положения международного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством, налоговым резидентом которого является филиал иностранного банка.

В случае непризнания налогового резидентства филиала иностранного банка компетентным органом государства, в котором филиал располагается, российский банк при выплате такому филиалу доходов от источников в Российской Федерации вправе применить положения международного договора (соглашения) об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством постоянного местонахождения головного офиса иностранного банка, подтвержденное сведениями из общедоступных информационных справочников.

Директор Департамента
И.В.ТРУНИН