См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 сентября 2022 г. N БС-4-21/12179@
О ПРИМЕНЕНИИ
В ОТНОШЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ОСОБЕННОСТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
В Федеральную налоговую службу поступают обращения по вопросу о применении в отношении многоквартирных домов особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (далее - налог) исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Учитывая полномочия Минфина России, предусмотренные пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), по разъяснению вопросов применения законодательства о налогах, а также обязанность налоговых органов руководствоваться указанными разъяснениями (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса), ФНС России обратилась за разъяснениями в Минфин России, направив следующую позицию.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, налоговая база по налогу определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Исходя из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса, поскольку Налоговый кодекс не содержит определения понятия "жилое помещение", в таком случае необходимо руководствоваться понятиями и терминами других отраслей законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, в Жилищном кодексе (далее - Жилищный кодекс) и Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) понятия "жилой дом" и "многоквартирный дом" используются в различных значениях.
В частности, согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса).
Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса. Многоквартирный дом может включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (часть 6 статьи 15 Жилищного кодекса).
Согласно пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса, понятия "жилой дом", "объект индивидуального жилищного строительства" и "индивидуальный жилой дом" применяются в федеральных законах в одном значении, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства Градостроительным кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает внесение в кадастр недвижимости в качестве самостоятельных назначений здания: "жилое", "многоквартирный дом", "жилое строение", а с 01.01.2023 - "многоквартирный дом", "жилой дом" (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ).
С учетом изложенного, по мнению ФНС России, установленные для жилых помещений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса особенности определения налоговой базы по налогу не распространяются на многоквартирные дома. Указанная позиция поддержана Минфином России (письмо от 13.09.2022 N 03-05-05-01/88550).
Прошу довести настоящие разъяснения подчиненным налоговым органам.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК