См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 13 февраля 2020 г. N ЕА-4-15/2356@

О НАПРАВЛЕНИИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В ЧАСТИ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСЧИСЛЕНИЯ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе территориальных налоговых органов настоящие рекомендации, подготовленные в целях обеспечения единообразного подхода к проведению налогового мониторинга в части автоматизированного контроля за правильностью исчисления налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию.

На основании пункта 1 статьи 105.29 Кодекса налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105.29 Кодекса если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.

Таким образом, если при проведении налогового мониторинга выявлены ошибки, противоречия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость или несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговым органом при направлении требования о представлении пояснений в соответствии с пунктом 2 статьи 105.29 Кодекса используются формы приложений согласно приложениям N 2.1 - 2.9 к письму ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" (далее - Письмо N АС-4-2/12705@).

В целях упрощения процедуры обработки требования о представлении пояснений, направленного налоговым органом в электронной форме через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи, в составе указанного документа дополнительно формируется файл приложений в электронной форме в соответствии с форматом, приведенным в приложении N 2.10 к Письму N АС-4-2/12705@.

Пояснения в ответ на требование о представлении пояснений направляются налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с форматом, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@, с применением формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@.

В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Кодекса.

Вместе с тем пунктом 1.1 статьи 88 Кодекса установлены случаи проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов), представленных за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, в том числе:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации;

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

Таким образом, в отношении налоговых деклараций (расчетов), поименованных в пункте 1.1 статьи 88 Кодекса, проведение камеральных налоговых проверок осуществляется в соответствии с положениями Письма N АС-4-2/12705@.

Особенности проведения камеральной налоговой проверки в отношении деклараций по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, изложены в пункте 2.7 Письма N АС-4-2/12705@.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области