См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 12 июля 2005 г. N ЧД-6-09/559@

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе налоговых органов Временные методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Направляемые методические рекомендации предназначены для использования только в налоговых органах.

Обеспечьте применение названных дополнительных рекомендаций.

Д.А.ЧУШКИН

Приложение
к письму ФНС России
от __________ N _____ @ __

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

На основании п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ).

Следует отметить, что Закон N 131-ФЗ вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением положений, для которых главой 12 указанного закона установлены иные сроки и порядок вступления в силу (п. 1 ст. 83 Закона N 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления состоят из:

- представительного органа муниципального образования;

- главы муниципального образования;

- местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольного органа муниципального образования и иных органов местного самоуправления.

В случае, если органы местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, они являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом (п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. При этом глава муниципального образования не обладает правами юридического лица.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона N 131-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям (абзац 2 п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).

Следует отметить, что преобразование муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)). Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена возможность реорганизации органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ст. 44 Закона N 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Следовательно, регистрация внесения изменений в устав муниципального образования регистрирующими (налоговыми) органами не осуществляется.

Учитывая, что устав муниципального образования не утверждается, а принимается представительным органом муниципального образования либо населением непосредственно на сходе граждан (п. 3 ст. 44 Закона N 131-ФЗ), требования указывать на титульном листе устава реквизиты документа, которым утвержден устав, либо иные сведения о его утверждении к уставу муниципального образования не применяются.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ликвидация органов местного самоуправления, наделенных правами юридического лица, осуществляется в порядке, установленном ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), Законом N 7-ФЗ.

При внесении изменений в устав муниципального образования, согласно которым упраздняются органы местного самоуправления либо местной администрации, не являющиеся обязательными, в случае, если указанные органы были наделены правами юридического лица, ликвидация данных органов осуществляется в соответствии со ст. ст. 61 - 65 ГК РФ, ст. ст. 20 - 22 Закона N 129-ФЗ.

В случае принятия решения о преобразовании муниципального образования (ст. 13 Закона N 131-ФЗ) образование новых органов местного самоуправления и прекращение деятельности органов местного самоуправления, наделенных правами юридического лица, осуществляется в соответствии с положениями ГК РФ, Закона N 129-ФЗ.

Необходимо отметить, что в соответствии с подразделом 2 раздела 1 части 1 ГК РФ органы местного самоуправления являются публично-правовыми образованиями. Исходя из особенностей их правового положения к органам местного самоуправления не могут быть применены, в частности, положения п. 2 ст. 48 ГК РФ, определяющие обязательственные права учредителей юридического лица.

Следовательно, органы местного самоуправления не имеют собственников, которые осуществляли бы их финансирование. При регистрации органа местного самоуправления раздел 3 Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, не заполняется. Листы А и Б приложения к заявлению в регистрирующий орган не представляются.

Обращаем внимание, что согласно пп. 10 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций.

1. Представительный орган муниципального образования

Согласно пп. 1 - 3 ст. 35 Закона N 131-ФЗ представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица (п. 9 ст. 35 Закона N 131-ФЗ).

Основанием для регистрации представительного органа муниципального образования является:

1) При наличии устава муниципального образования - устав муниципального образования и решение о создании представительного органа муниципального образования с правами юридического лица.

2) При отсутствии устава муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении представительного органа правами юридического лица.

Для государственной регистрации представительного органа муниципального образования при создании в регистрирующий орган представляются:

- Заявление по форме N Р11001;

- Устав муниципального образования (подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия) и Решение о создании представительного органа муниципального образования или Протокол заседания представительного органа муниципального образования.

При государственной регистрации представительного органа муниципального образования заявителем может являться председатель представительного органа муниципального образования (глава муниципального образования - в случае его избрания представительным органом муниципального образования) либо лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом представительного органа местного самоуправления.

2. Местная администрация

Согласно п. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Основанием для государственной регистрации местной администрации являются устав муниципального образования и решение о создании местной администрации с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования - решение представительного органа муниципального образования об учреждении местной администрации с правами юридического лица.

Следовательно, для государственной регистрации местной администрации при создании в регистрирующий орган представляются:

- Заявление по форме N Р11001;

- Решение представительного органа муниципального образования об учреждении.

Заявителем при государственной регистрации местной администрации может быть глава муниципального образования или лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту, либо иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом органа местного самоуправления.

2.1. Органы местной администрации

В структуру органов местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (п. 8 ст. 37 Закона N 131-ФЗ).

П. 3 ст. 41 Закона N 131-ФЗ предусматривает, что основаниями для регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц является решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

В случае наделения органов местной администрации правами юридического лица в соответствии с законом и уставом регистрация указанных органов осуществляется на основании Заявления по форме N Р11001, Решения представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утвержденного представительным органом муниципального образования Положения о нем.

Представление положения о вышеуказанных юридических лицах в качестве учредительного документа при государственной регистрации допускается с момента вступления в силу Закона N 131-ФЗ.

Заявителем при государственной регистрации органов местной администрации может быть лицо, действующее без доверенности от имени органа местной администрации, или иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом органа местного самоуправления.

3. Иные органы местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления помимо представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации составляют также контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) и иные органы местного самоуправления. Создание указанных органов местного самоуправления не является обязательным. Вместе с тем они могут быть отражены в уставе муниципального образования и обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ).

Основанием для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования - решение представительного муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица (п. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).

Для государственной регистрации контрольного органа муниципального образования и иных органов местного самоуправления в регистрирующий орган представляются:

- Заявление по форме N Р11001;

- Устав муниципального образования и Решение о создании органа местного самоуправления с правами юридического лица или Решение представительного муниципального образования об учреждении органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Заявителем при этом может быть лицо, действующее без доверенности от имени органа местного самоуправления, или иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом органа местного самоуправления.

Управление государственной
регистрации и учета юридических
и физических лиц