См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 10 марта 2022 г. N КВ-4-13/2811@

О ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦАХ

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.03.2022 N 14-1649-ГЕ/22 о получении информации о контролируемых иностранных лицах, сообщает следующее.

Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" предписывает установить с 02.03.2022 особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия).

При этом пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" установлено, что лицами иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, не признаются лица, отвечающие одновременно следующим требованиям:

а) они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;

б) информация о контроле над ними раскрыта российскими юридическими лицами или физическими лицами, названными в подпункте "а" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95, налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно письму от 09.03.2022 N 14-1649-ГЕ/22 Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (включая территориальные подразделения Росреестра, Госкомрегистра и Севреестра) для осуществления своих полномочий по проведению правовой экспертизы для осуществления государственной регистрации права собственности на недвижимость необходимо иметь информацию, относятся ли стороны по сделкам к лицам, поименованным в пункте 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95.

ФНС России сообщает, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, признаваемые контролирующими лицами на основании статьи 25.13 НК РФ, обязаны ежегодно уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами. Таким образом, ФНС России располагает сведениями о таких лицах и контролируемых ими компаниях, однако такие сведения предоставляются по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря), то есть имеют определенный срок давности, а также не хранятся в виде единого реестра.

Указанная информация с положениями статьи 102 НК РФ составляет налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 2 статьи 102 НК РФ). Кроме того, представление данной информации ФНС России в Росреестр не предусмотрено Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы (утверждено ФНС России, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37).

Одновременно лица, предоставившие такую информацию в налоговый орган, располагают подтверждением такого раскрытия. Подтверждением раскрытия является квитанция о приеме электронного документа (при представлении документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика), отметка о принятии документа (при представлении документа на бумажном носителе непосредственно в налоговые органы) или почтовая квитанция с описью вложения с отметкой органа почтовой связи (при направлении документа по почте).

Таким образом, любая из сторон по сделке может предоставить указанное подтверждение раскрытия в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (включая территориальные подразделения Росреестра, Госкомрегистра и Севреестра).

Также сообщаем, что сведения об участниках российского юридического лица - иностранных лицах содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и отражаются в выписке из указанного реестра. Выписка из ЕГРЮЛ предоставляется:

- по системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) с использованием видов сведений "Открытые сведения из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти и организаций, зарегистрированных в СМЭВ" и "Предоставление выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП в форме электронного документа";

- на сайте ФНС России с использованием сервисов "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде" (https://egrul.nalog.ru/index.html) и "Прозрачный бизнес" (https://pb.nalog.ru/).

Заместитель руководителя
В.Г.КОЛЕСНИКОВ