См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 9 июля 2021 г. N КЧ-4-18/9633@

ПО ВОПРОСАМ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Федеральная налоговая служба, реализуя функции уполномоченного органа в делах о банкротстве на основании Положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", сообщает следующее.

Представляя в делах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам, ФНС России реализует свои полномочия через территориальные налоговые органы.

При реализации функций уполномоченного органа в делах о банкротстве, территориальные налоговые органы непосредственно сопровождают процедуры банкротства, руководствуясь положением о налоговом органе, нормами действующего законодательства и стратегией сопровождения дела, принятой в конкретном налоговом органе.

Анализ дел о банкротстве в части взаимодействия с арбитражными управляющими свидетельствует о наличии необоснованных процессуальных, временных и логистических издержках, а также рисков негативных последствий для кредиторов.

Так, при наличии в деле о банкротстве надлежащих реквизитов для обратной связи (адреса территориального налогового органа, непосредственно сопровождающего дело о банкротстве), корреспонденция <1>, имеющая значение для реализации уполномоченным органом прав кредитора в деле о банкротстве на территории определенного региона, в ряде случаев, направляется арбитражными управляющими в адрес Федеральной налоговой службы (центрального аппарата ФНС России по адресу 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23).

--------------------------------

<1> Запросы о предоставлении в 7-дневный срок информации в отношении должника, запросы о предоставлении платежных реквизитов для перечисления денежных средств, предложения о принятии имущества, отчеты конкурсных управляющих, отчеты финансовых управляющих, уведомления о проведении собраний и заседаний комитетов кредиторов в очной и заочной форме, процессуальные документы по делам о банкротстве (заявления, жалобы, ходатайства, отзывы, заявления о намерении погашения) и иное.

Указанное обстоятельство приводит к неполучению (несвоевременному получению) процессуальных и иных документов, влечет рост необоснованных трудозатрат, приводит к затягиванию судебных разбирательств и нарушению прав не только уполномоченного органа, но и иных лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

При таких обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с ненадлежащим уведомлением уполномоченного органа, затягиванием процедур банкротства, лежит на арбитражных управляющих.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в полномочия саморегулируемой организации арбитражных управляющих входит контроль профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований законодательства о банкротстве, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

В свою очередь, кредиторы имеют право обжаловать действия арбитражных управляющих в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.

Исходя из изложенного, а также в целях повышения качества сопровождения ликвидационных процедур и повышения эффективности работы арбитражных управляющих в делах банкротстве, предлагается саморегулируемым организациям арбитражных управляющих:

1. Организовать работу арбитражных управляющих - членов соответствующих саморегулируемых организаций по направлению процессуальных документов по делам о банкротстве в адрес территориального налогового органа, непосредственно сопровождающего дело о банкротстве, исключив в переписке с территориальными налоговыми органами по делам о банкротстве из перечня адресатов адрес центрального аппарата ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23), в том числе при подготовке документов с использованием средств автоматизации и (или) программных продуктов.

2. Использовать в целях переписки по делам о банкротстве надлежащий адрес территориального налогового органа, на сопровождении которого находится дело о банкротстве, указанный в процессуальных документах по делу о банкротстве.

В случае отсутствия информации о данном адресе в материалах дела о банкротстве, целесообразно использовать информационные сервисы ФНС России, размещенные на официальном сайте ведомства ("Определение реквизитов ИФНС" https://service.nalog.ru/addrno.do) либо направлять корреспонденцию в региональное управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве).

Организация предложенных мероприятий значительно сократит организационные издержки, связанные с сопровождением дел о банкротстве, случаи нарушения прав участвующих в арбитражном процессе лиц, а также снизит риск обжалования ненадлежащего исполнения обязанностей отдельными арбитражными управляющими.

Одновременно Федеральная налоговая служба информирует, что содержание настоящего письма и информация о факте уведомления саморегулируемых организаций арбитражных управляющих об изложенном актуальном вопросе доводится до территориальных налоговых органов для сведения и использования в работе.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
К.Н.ЧЕКМЫШЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области