См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 8 августа 2025 г. N БВ-4-7/7412@

Федеральная налоговая служба для сведения и использования в работе направляет письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.08.2025 N 08-04-07/74674, в котором обращено внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований процессуального законодательства в части запрета на рассмотрение в порядке упрощенного производства дел, связанных с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба поручает направить настоящее письмо нижестоящим налоговым органам.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
В.В.БАЦИЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 августа 2025 г. N 08-04-07/74674

В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика в том числе по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также по иным искам к Российской Федерации, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 242.2 Кодекса для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Положения глав 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и 21.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) регламентируют рассмотрение дел в порядке упрощенного производства.

Частью 4 статьи 227 АПК РФ установлено, что не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства в том числе дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Аналогичный запрет содержит ГПК РФ (пункт 5 части 3 статьи 232.2).

Соответствующая правовая позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020 (ответ на вопрос 3).

Также в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что не подлежат рассмотрению в таком порядке дела, связанные с государственной тайной; дела по спорам, затрагивающим права детей, за исключением споров о взыскании алиментов; дела о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; дела по корпоративным спорам; дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов; дела о несостоятельности (банкротстве); дела о защите прав и законных интересов группы лиц; дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции (часть третья статьи 232.2 ГПК РФ, часть 4 статьи 227 АПК РФ), даже если стороны согласовали рассмотрение дела по правилам упрощенного производства.

Вместе с тем, как показал проведенный анализ поступающих в Минфин России на исполнение судебных актов, в ряде случаев суды принимают решения (определения) по делам, связанным с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, рассмотренным в порядке упрощенного производства, что прямо противоречит положениям процессуального законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем необходимым в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обращать внимание судов на положения действующего процессуального законодательства Российской Федерации, а в случае принятия судебных актов по указанной выше категории дел в порядке упрощенного производства, обжаловать их в установленном законом порядке.

Директор Правового департамента
А.В.СКОБЕЛЕВ