См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 8 апреля 2022 г. N КЧ-4-18/4265@

О РЕАЛИЗАЦИИ МОРАТОРИЯ НА ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

Федеральная налоговая служба сообщает что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 (далее - Постановление N 497) с 1 апреля 2022 года введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Действие моратория не применяется в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов.

Мораторий также не распространяется на лиц, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ N 44)).

Кроме того, мораторий не применяется к лицам, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Мораторий применяется к должникам не зависимо от наличия (отсутствия) признаков банкротства и (или) недостаточности имущества (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 44).

Отмечается, что пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) утвержден перечень последствий введения моратория на банкротство.

В качестве одного из последствий установлено, что с даты введения моратория для лиц, на которых распространяется действие моратория, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве. Указанное означает, что в период действия моратория пени за просрочку уплаты налога или сбора, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, за исключением текущих платежей.

Состав и размер обязательных платежей, администрируемых ФНС России, подпадающих под мораторий, определяются на дату введения моратория, т.е. на 01.04.2022.

Под мораторий в виде неначисления пени попадает сумма непогашенной задолженности по основному долгу, день окончания налогового (отчетного) периода которой возник до 01.04.2022 (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).

В отношении обязательств, попадающих под действие моратория, норма неначисления пеней по непогашенной (несвоевременно погашенной) задолженности применяется с 01.04.2022 и действует в течение 6 месяцев.

Обязательства, возникшие после начала действия моратория, квалифицируются как текущие платежи. Соответственно пени, на возникшие после 01.04.2022 обязательства, начисляются в соответствии с положениями статьи 75 Кодекса.

В целях реализации указанной нормы в карточках "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) АИС Налог-3 будут проведены операции, приостанавливающие начисление пени на сумму задолженности по основному долгу по состоянию на 01.04.2022 в отношении лиц, на которых распространяется действие моратория согласно Постановлению N 497.

Обращается внимание, что операция, приостанавливающая начисление пеней оснащена списком идентификаторов задолженностей, в отношении которых с 01.04.2022 до окончания действия моратория обеспечивается неприменение обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов в части начисления пеней.

Впоследствии, при представлении налогоплательщиками деклараций (уточненных деклараций) за отчетный (налоговый) период, подпадающий под действие моратория, обеспечение исполнения обязанностей по уплате этих обязательств в части начисления пеней применяться не будет в случае их неуплаты (несвоевременной уплаты) в период действия моратория.

По окончании действия моратория на неисполненные обязательства начисление пени в КРСБ возобновится автоматически отдельными проводками.

Версией от 16.04.2022 в АИС "Налог - 3" будет реализован функционал визуального отражения перечня лиц, на которых распространено действие моратория, суммы основного долга, попавшей под действие моратория, по которой приостанавливается начисление пени.

Также добавляется возможность ввода информации об отказе налогоплательщика от применения в отношении него моратория на банкротство и (или) исправление некорректного применения действия моратория в отношении лиц, не подпадающих под мораторий, в результате чего возобновляются (сторнируются) начисления пени.

Основаниями для возобновления начисления пени в ветке "Мораторий на банкротство по постановлению N 497" являются:

1. Отказ налогоплательщика от применения моратория.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ). Отказ от моратория вступает в силу со дня опубликования соответствующего заявления и влечет неприменение к отказавшемуся лицу всего комплекса преимуществ и ограничений со дня введения моратория в действие, а не с момента отказа от моратория. В таком случае пени подлежат пересчету начиная с даты введения моратория (с 01.04.2022).

2. Введение арбитражным судом (опубликование МФЦ на ЕФРСБ) процедуры банкротства по заявлению должника (внесудебного банкротства гражданина).

Условия введения моратория на банкротство не ограничивают должника самостоятельно подать заявление в арбитражный суд о своем банкротстве. Кроме того, процедура банкротства может быть введена и по заявлению ликвидатора должника - юридического лица.

Граждане также смогут инициировать свое банкротство во внесудебном порядке через Многофункциональные центры (далее - МФЦ).

Если арбитражным судом принято заявление о признании должника банкротом после даты введения моратория (после 01.04.2022), то с даты введения моратория до даты введения первой процедуры банкротства действует режим приостановления начисления пени, предусмотренный постановлением N 497.

С даты введения в отношении должника процедуры банкротства (внесудебного банкротства гражданина) действует режим неначисления пени, предусмотренный статьями 63 и 213.11 Закона о банкротстве.

В случае выявления фактов отсутствия сведений в АИС "Налог-3" в отношении дела о банкротстве, возбужденного до введения моратория, то, после ввода таких сведений, в ветке "Мораторий на банкротство по постановлению N 497" должен быть запущен режим "Сторнировать операции приостановления начисления пени".

Режим "Сторнировать операции приостановления начисления пени" будет доступен только сотрудникам Межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом.

В связи с вышеизложенным Федеральная налоговая служба поручает:

1. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить:

1.1. Регистрацию в АИС "Налог - 3" дел о банкротстве, независимо от наличия у должника обязательств перед Российской Федерацией, равно как и дел о внесудебном банкротстве гражданина, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем опубликования на сайте арбитражного суда судебного акта о введении процедуры банкротства либо поступления соответствующего сообщения с ЕФРСБ по внесудебному банкротству гражданина.

1.2. Ввод в ветке "Мораторий на банкротство по постановлению N 497" сведений о введении процедуры банкротства (внесудебного банкротства гражданина) и запуск режима по передаче в КРСБ операции возобновления начисления пени в срок в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем опубликования на сайте арбитражного суда судебного акта о введении процедуры банкротства либо поступления соответствующего сообщения с ЕФРСБ по внесудебному банкротству гражданина.

1.3. Контроль за отражением в КРСБ операции возобновления начисления пени по неисполненным в КРСБ обязательствам.

2. Начальнику Межрегиональной инспекции ФНС России по управлению долгом:

2.1. Издать распоряжение о назначении лиц, ответственных за ввод в ветке "Мораторий на банкротство по постановлению N 497" сведений об отказе налогоплательщиков от применения моратория на банкротство, информация о которых будет поступать от оператора ЕФРСБ с учетом письма Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России от 05.04.2022 N 18-2-04/0071кс (приложение к письму).

2.2. Обеспечить ввод в АИС "Налог - 3" сведений об отказе от моратория и запуск режима по передаче в КРСБ операции возобновления начисления пени в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения на адрес электронной почты соответствующей информации.

2.3. Обеспечить контроль за отражением в КРСБ операции возобновления начисления пени по неисполненным в КРСБ обязательствам.

При установлении случаев ошибочных проводок в КРСБ, связанных с приостановлением или возобновлением начисления пени, незамедлительно уведомлять Управление обеспечения процедур банкротства ФНС России и Управление по работе с задолженностью ФНС России.

Поручается обеспечить ознакомление с настоящим письмом руководителей (курирующих заместителей руководителей), начальников инспекций и сотрудников территориальных органов ФНС России.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
К.Н.ЧЕКМЫШЕВ