См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 ноября 2024 г. N АБ-4-20/12720@
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Федеральная налоговая служба в связи с массовыми жалобами от покупателей о плохой читаемости обязательных реквизитов кассовых чеков, а также в связи с появлением технической возможности на моделях контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) одновременно не печатать кассовый чек на бумажном носителе, отключая печатающий механизм ККТ, и не заполнять абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю сообщает следующее.
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) определены правила применения ККТ при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 8 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ все реквизиты, содержащиеся на кассовом чеке или бланке строгой отчетности, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе.
По данным Российской ассоциации производителей кассовой техники (далее - РАПКаТ) в начале кассовой реформы изготовители ККТ разработали настройки ККТ, которые позволяли формировать кассовый чек удобочитаемым шрифтом размером не менее 2-х мм с целью соблюдения прав потребителей.
Такие параметры шрифта подтверждаются правоприменительной практикой.
В частности, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 N 04АП-130/2018 по делу N А19-20171/2017 отмечено, что размер шрифта официального издания, составляющий не менее 2 мм, обеспечивает удобочитаемость текста с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей".
Кроме того, согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка, наименование пищевой продукции, ее состав и количество указываются шрифтом высотой не меньше 2 мм.
Однако от пользователей ККТ начали поступать требования к изготовителям ККТ предусмотреть возможность изменять параметры шрифта и межстрочного интервала в сторону их максимального уменьшения.
Данную функцию пользователи ККТ начали применять для максимального уменьшения размера шрифта обязательных реквизитов чека, что привело к плохой читаемости информации на кассовых чеках и жалобам со стороны покупателей на несоблюдение прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей".
Также пользователи ККТ начали использовать бумагу более низкого качества, у которой состав и плотность существенно ниже рекомендованной изготовителями ККТ для своих моделей ККТ, но стоимость которой ниже. Это привело к тому, что информация на кассовом чеке становилась нечитаемой гораздо быстрее сроков, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Таким образом, пользователи ККТ используют возможность изменения размера шрифта в ущерб правам и законным интересам потребителя, а также закупают более бюджетную чековую ленту, более тонкую, с низкокачественным термослоем, на которой текст шрифтом высотой менее 2-х мм становится плохо читаемым.
ФНС России на регулярной основе проводит встречи с представителями бизнеса, их союзами и ассоциациями, на которых рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся применения ККТ при осуществлении расчетов, в том числе вопросы по сокращению расхода чековой ленты.
В этих целях при проведении кассовой реформы по внедрению ККТ, осуществляющей передачу фискальных данных в налоговые органы через операторов фискальных данных, ФНС России были учтены пожелания пользователей ККТ по минимизации расхода кассовой ленты:
1. Предоставление пользователям ККТ возможности осуществлять расчеты со своими покупателями без выдачи кассовых чеков на бумаге при условии согласия покупателя на формирование кассового чека только в электронной форме и направлении его покупателю на номер телефона или адрес электронной почты. По данным ФНС России данная мера уже сократила использование кассовой ленты на 27 процентов, таким образом сократив расходы пользователей ККТ;
2. Право не выдавать кассовый чек на бумаге в случае получения от покупателя согласия на передачу ему электронных чеков через сервис "Мои чеки онлайн" и указания в чеках номера телефона или адреса электронной почты такого покупателя до момента расчета. Такое согласие можно получить вместе с представлением покупателем номера телефона или адреса электронной почты при предварительном заказе или бронировании товара, при получении карты покупателя, а также при реализации пользователем иных мер стимулирования покупателей. Соответствующее регулирование вступает в силу 01.03.2025. Данная мера по оценкам ФНС России стимулирует пользователей ККТ к дополнительному сокращению использования кассовой ленты на 10 процентов;
3. Изменены форматы фискальных документов, которые позволяют сократить реквизитный состав кассового чека на бумаге, в том числе объединить одинаковые позиции маркированного товара до одной позиции в кассовом чеке, отказаться от печати отчетов об открытии и закрытии смены. Данная мера, по оценкам ФНС России, сократит размер существующих кассовых чеков на 15 процентов.
Таким образом, в результате нормативного регулирования минимизация расхода на кассовую ленту составляет более 50 процентов.
По расчетам ФНС России на один кассовый чек в среднем расходы на кассовую ленту составляют менее 0,01 процента от выручки одного чека.
В связи с изложенным ФНС России рекомендует изготовителям ККТ привести в соответствие программное обеспечение ККТ, позволяющее для пользователей ККТ осуществлять печать обязательных реквизитов с параметрами высоты символов (строчные буквы) не менее 2 мм, интервалом между строками символов не менее 0,5 мм, контрастностью символов не менее 40%. Пользователям ККТ предлагается использовать для достижения контрастности символов не менее 40% качественную бумагу, рекомендованную изготовителем ККТ на данную модель ККТ.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ.
В настоящее время существует техническая возможность для пользователя при осуществлении расчета на моделях ККТ отключать печатающий механизм ККТ и не печатать кассовый чек на бумажном носителе, не заполняя при этом абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю, что ведет к нарушению пользователем ККТ норм Федерального закона N 54-ФЗ.
В этой связи, учитывая проектируемые изменения в форматы фискальных документов, ФНС России рекомендует изготовителям ККТ привести программное обеспечение ККТ в соответствие с нормами Федерального закона N 54-ФЗ, исключая возможность для пользователя ККТ одновременно отключать печатающий механизм ККТ, не печатать кассовый чек на бумажном носителе и не заполнять абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В.БУДАРИН