См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 4 сентября 2012 г. N АС-4-3/14723@

О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Федеральная налоговая служба доводит для сведения и использования в работе разъяснения Минфина России от 26.06.2012 N 03-07-15/68 в адрес ФНС России о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг по организации выставок, оказываемых казахстанской организацией российской организации.

Применение НДС при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

Согласно статье 2 Протокола взимание НДС при оказании услуг производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства.

Статьей 1 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.

На основании положений статьи 3 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена Таможенного союза, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации услуг по организации выставок с целью размещения информации, указанной в статье 1 Протокола, оказываемых казахстанской организацией российской организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению НДС в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Статьей 161 Налогового кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая услуги по организации вышеуказанных выставок, оказываемые казахстанской организацией, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации НДС по таким операциям.

Что касается применения НДС в отношении услуг по организации выставок в целях, отличных от рекламных, оказываемых налогоплательщиком одного государства - члена Таможенного союза налогоплательщику другого государства - члена Таможенного союза, то на основании норм Протокола порядок определения места их реализации зависит от целей проведения выставок.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Протокола при осуществлении выставок в сфере культуры и искусства место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту их фактического проведения. В случае оказания услуг по организации выставок в целях, не связанных с культурой и искусством, а также с рекламой, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Протокола местом их реализации признается территория государства - члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого является лицо, оказывающее услуги. Поэтому при оказании казахстанским налогоплательщиком российской организации услуг по организации выставок на территории Республики Казахстан в данных случаях местом их реализации территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации объектом налогообложения НДС не являются.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 июня 2012 г. N 03-07-15/68

В связи с просьбой о доведении до сведения налоговых органов и налогоплательщиков разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации выставок, оказываемых казахстанской организацией российской организации, сообщаем.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее - Протокол).

Согласно статье 2 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства.

Статьей 1 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и признанной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.

На основании положений статьи 3 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена Таможенного союза, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации услуг по организации выставок с целью размещения информации, указанной в статье 1 Протокола, оказываемых казахстанской организацией российской организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая услуги по организации вышеуказанных выставок, оказываемые казахстанской организацией, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации выставок в целях, отличных от рекламных, оказываемых налогоплательщиком одного государства - члена Таможенного союза налогоплательщику другого государства - члена Таможенного союза, то на основании норм Протокола порядок определения места их реализации зависит от целей проведения выставок.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Протокола при осуществлении выставок в сфере культуры и искусства место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту их фактического проведения. В случае оказания услуг по организации выставок в целях, не связанных с культурой и искусством, а также с рекламой, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Протокола местом их реализации признается территория государства - члена Таможенного союза, налогоплательщиком которого является лицо, оказывающее услуги. Поэтому при оказании казахстанским налогоплательщиком российской организации услуг по организации выставок на территории Республики Казахстан в данных случаях местом их реализации территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги в Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН