См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 3 октября 2017 г. N ОА-4-17/19905@

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Федеральная налоговая служба в целях урегулирования вопросов, возникающих у территориальных налоговых органов при проведении проверок соблюдения валютного законодательства организациями - крупнейшими налогоплательщиками, и с целью исключения дублирования проведения мероприятий валютного контроля в отношении таких налогоплательщиков сообщает следующее.

Письмом ФНС России от 07.06.2011 N АС-4-2/9070@ обязанность по контролю за своевременностью, достоверностью и полнотой представления организациями - крупнейшими налогоплательщиками уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчетов по таким счетам была возложена на межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

В связи с наделением налоговых органов полномочиями органов валютного контроля, учитывая особенности деятельности организаций - крупнейших налогоплательщиков, в целях обеспечения единообразия практики проведения проверок в отношении организаций - крупнейших налогоплательщиков, обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в части проведения проверок соблюдения валютного законодательства организациями - крупнейшими налогоплательщиками, должны осуществлять межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Согласно статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 2 статьи 54 ГК РФ закреплено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Исходя из вышеизложенного, место совершения административного правонарушения определяется не местом постановки на учет организации - крупнейшего налогоплательщика, а местом ее нахождения.

Таким образом, в случае выявления фактов нарушения организациями - крупнейшими налогоплательщиками валютного законодательства Российской Федерации необходимо учитывать, что дело об административном правонарушении, объективная сторона которого выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, может быть рассмотрено налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете в качестве крупнейшего, только в случае проведения административного расследования по такому делу. В ином случае материалы дела подлежат передаче на рассмотрение в территориальный налоговый орган по месту нахождения указанного крупнейшего налогоплательщика.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить контроль за его исполнением.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.Л.ОВЕРЧУК