См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 2 мая 2023 г. N КЧ-4-7/5569@

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), рассмотрев письмо по вопросу проведения налоговыми органами проверок организаций, оказывающих различный спектр услуг в области автомобильных дорог, а также управляющих организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сообщает следующее.

Как следует из письма, от учредителей организаций, оказывающих услуги в области автомобильных дорог, а также от управляющих организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, поступают обращения в связи с обвинением их в применении налоговой схемы в виде "дробления бизнеса", направленной на уклонение от уплаты НДС и налога на прибыль организаций, путем формального соблюдения ограничений, установленных пунктом 4 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и необоснованном применении управляющими компаниями освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренного подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

1. По вопросу применения схем "дробления бизнеса".

При оценке бизнес-моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, часть из которых применяют специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), налоговые органы руководствуются пунктом 27 письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).

Так, при налоговой проверке налогоплательщика, входящего в группу лиц, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, необходимо помимо оценки соблюдения требований, предусмотренных статьями 346.12, 346.26 НК РФ, также оценивать, ведется ли налогоплательщиком и иными лицами соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов с принятием управленческих решений органами управления налогоплательщика или, напротив, от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации.

Вывод о нарушении требований подпункта 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ и об исключительно или преимущественно налоговых мотивах организации ведения бизнеса в рамках группы лиц с применением преференциальных специальных налоговых режимов может быть сделан, в частности, в случае, если:

а) налогоплательщиком ведется деятельность через применяющих специальные налоговые режимы подконтрольных лиц, которые не осуществляют ее в своем интересе и на свой риск, не выполняют реальных функций, и принимают на себя статус участников операций с оформлением документов от своего имени в интересах контролирующего лица,

б) хозяйственная деятельность осуществляется налогоплательщиком и иными входящими в группу лицами с использованием одних и тех же работников, и иных ресурсов при тесном организационном взаимодействии данных лиц,

в) осуществляются хотя и разные, но неразрывно связанные между собой направления деятельности, составляющих единый производственный процесс, направленный на получение общего результата.

Как следует из пункта 28 письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, при выявлении схем "дробления бизнеса" доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

В определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2022 N 307-ЭС21-17087 и N 307-ЭС21-17713, от 21.07.2022 N 301-ЭС22-4481 отмечено, что действия, направленные в обход установленных главой 26.2 Налогового кодекса ограничений в применении УСН как специального налогового режима, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства, могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления правом. Установив, что имело место распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами, которыми прикрывалась фактическая деятельность другого (одного) хозяйствующего субъекта, обладавшего необходимыми ресурсами для ее ведения, но не отвечавшего установленным законом условиям для применения УСН (так называемое "дробление бизнеса"), налоговый орган вправе консолидировать доходы и исчислить налоги соответствующему плательщику по общей системе налогообложения, на что обращено внимание в пункте 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.

Кроме того, учитывая актуальность поставленного вопроса, в настоящий момент ФНС России ведется работа по формированию правовых подходов в целях исключения условий, способствующих применению налогоплательщиками схем дробления бизнеса.

2. В части необоснованного применения управляющими компаниями освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В определении от 21.07.2022 N 1810-О Конституционный суд Российской Федерации указано, что НК РФ определяет перечень операций, освобождаемых от налогообложения (статья 149 НК РФ). В этом случае налогоплательщик относит НДС, уплаченный им поставщикам, на свои расходы в части, приходящейся на такие операции (пункт 2 статьи 170 НК РФ), что является частью механизма определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, необходимого с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере уплаты налогов и сборов.

В абзацах девятом - одиннадцатом письма Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 03-07-15/169 о порядке применения норм Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что: от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; аналогичный порядок применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость установлен подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; с 1 января 2010 года от обложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями и ТСЖ, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющими организациями и ТСЖ у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Верховный Суд Российской Федерации решением от 03.12.2020 N АКПИ20-830 и апелляционным определением от 02.03.2021 N АПЛ21-21 разрешил дело об оспаривании письма Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2009 N 03-07-15/169 и подтвердил содержание указанных разъяснений подпунктов 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, указав, что разъяснения не изменяют и не дополняют налоговое законодательство, не выходят за рамки адекватного его истолкования, соответствуют действительному смыслу разъясняемых законоположений и не содержат неопределенности, вызывающей неоднозначное толкование.

Таким образом, налоговом органом по указанным в обращении вопросам руководствуется сложившейся судебной практикой.

Приведенная в обращении судебная практика по делу N А49-4003/2020 (Постановление Арбитражного суда Приволжского округа от 04.08.2021 N Ф06-6908/2021) исходит из конкретных обстоятельств судебного спора. Вместе с тем, Арбитражные суды при рассмотрении аналогичных дел выносят решения в пользу налоговых органов, что свидетельствует о рассмотрении споров исходя из конкретных фактических обстоятельств.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
К.Н.ЧЕКМЫШЕВ