См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 ноября 2006 г. N ММ-6-21/1159@
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба направляет поступившие письмом от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138 разъяснения Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения отдельных положений главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органам в своей работе надлежит руководствоваться указанными официальными разъяснениями Минфина России.
Доведите указанные разъяснения до сведения налоговых органов и налогоплательщиков.
М.П.МОКРЕЦОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2006 г. N 03-06-02-02/138
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.
1. Разъяснения о налогообложении земельных участков, занятых многоквартирными домами, даны в направленном в ФНС России письме Минфина России от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65, на основании которого юридическое лицо (созданное в форме ЖСК, ТСЖ) признается налогоплательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Граждане исполняют обязанность по уплате земельного налога на основании налогового уведомления. При этом налогообложение земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется с момента присвоения ему кадастрового номера.
В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
2. Согласно статье 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента, в частности, в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" даны понятия таких земельных участков как садовый, огородный и дачный земельные участки, составляющие территорию соответственно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Так, садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Давая отдельные понятия данным земельным участкам, законодатель не отождествляет их друг с другом.
В то же время считаем, если собственником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом земельном участке, то с учетом положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога в отношении этого дачного земельного участка может быть применена налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента, как для земельного участка, занятого жилищным фондом.
3. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Принимая во внимание данное положение, считаем, что в отношении земельных участков, находящихся у муниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые заняты городскими свалками, должна применятся налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
4. В отношении начисления пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей) налогоплательщикам, осуществляющим уплату налога (авансовых платежей) на основании налогового уведомления, отмечаем следующее.
В случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком в сроки, установленные статьей 52 Кодекса, то есть не позднее 30 дней до наступления установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей) в установленный срок должна начисляться пеня, начиная со дня, следующего за установленным указанными нормативными правовыми актами (законами) днем уплаты налога (авансовых платежей).
В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 Кодекса, в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей) в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57, пунктов 3 и 6 статьи 58 (в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 137-ФЗ) Кодекса, налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовые платежи) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления.
5. На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, применяется налоговая ставка, размер которой не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Если на земельном участке, предназначенном для промышленного производства, кроме промышленных объектов расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в этом случае исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, к остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5 процента его кадастровой стоимости.
При этом исходным материалом для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости.
Если на земельном участке, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то в этом случае при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН