См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 сентября 2009 г. N ШС-17-3/175@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2009 N 03-05-04-02/72 о применении льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу общественными организациями инвалидов.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков. При этом необходимо учитывать письмо от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ ФНС России "О порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о применении льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу общественными организациями инвалидов и сообщает следующее.
В настоящее время в силу пункта 3 статьи 381 и пункта 5 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на федеральном уровне освобождены следующие организации инвалидов:
1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для осуществления их уставной деятельности;
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества и земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Таким образом, на федеральном уровне Кодексом предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу лишь в отношении общероссийских общественных организаций инвалидов.
При этом отмечаем, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные) имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом.
С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу, предусмотренных пунктом 3 статьи 381 и пунктом 5 статьи 395 Кодекса (в частности, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. N 566/08, от 31 января 2008 г. N 552/08).
В целом соглашаясь с позицией судебных органов, считаем, что вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в статьи 381 и 395 Кодекса.
При этом полагаем, если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты соответственно налога на имущество организаций и земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.
Директор Департамента
И.В.ТРУНИН