См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 февраля 2006 г. N ГВ-6-21/193@
О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 о начислении пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о транспортном налоге сообщает.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог исчисляется исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную или иную характеристику объекта налогообложения, по итогам налогового периода на основе предусмотренных Кодексом принципов и порядка определения обязательных элементов налогообложения, в том числе порядка исчисления налога (часть 1 статьи 52 Кодекса), налоговой базы (статья 53, пункт 1 статьи 54 Кодекса), налогового периода (статья 55 Кодекса), срока уплаты налога (пункты 1 и 3 статьи 57 Кодекса). Налоговый период может состоять из отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пунктом 3 статьи 12 Кодекса установлено, что по региональным налогам законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
В силу статьи 360 Кодекса налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год. При этом, в отличие от положений глав 30 "Налог на имущество организаций" (статьи 379, 382, 383, 386) и 31 "Земельный налог" (статьи 393, 396, 397, 398) Кодекса, главой 28 "Транспортный налог" Кодекса до 1 января 2006 года не были предусмотрены отчетные периоды, и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу. Кодексом также не было предоставлено право субъектам Российской Федерации определять отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по итогу отчетных периодов. В связи с этим в Приказе МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации и инструкции по ее заполнению" отсутствовал порядок расчета авансовых платежей по налогу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 57). При этом пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сборов) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 20), при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
Кроме того, в Постановлении от 11 мая 2005 г. N 32пв04 Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал на то, что из анализа приведенных норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства следует, что законодатель субъекта Российской Федерации при установлении и введении в действие своим законом транспортного налога, как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты, обязан учитывать нормы Кодекса.
Учитывая изложенное, полагаем, что до внесения изменений в главу 28 Кодекса, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.
Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступившим в силу с 1 января 2006 года, установлены для налогоплательщиков-организаций отчетные периоды по транспортному налогу, порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей, а также сроки представления расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу.
Кроме того, указанным Федеральным законом глава 28 Кодекса дополнена статьей 363.1, определяющей порядок и сроки представления налогоплательщиками, являющимися организациями, налоговых деклараций по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, формы по которым в настоящее время разрабатываются Минфином России совместно с ФНС России.
Таким образом, начиная с 2006 года в случае нарушения установленных статьей 363 Кодекса (в редакции Федерального закона) сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, подлежат уплате пени за каждый день просрочки авансового платежа.
Директор Департамента
М.А.МОТОРИН