См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 14 декабря 2004 г. N 05-1-11/400

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЕСН И НДФЛ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ,
ПРОИЗВОДИМЫХ РАБОТНИКАМ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

1. В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 1 статьи 217 Кодекса государственные пособия и компенсации, установленные действующим законодательством, а также иные выплаты, указанные в статьях 217 и 238 Кодекса, не подлежат налогообложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены следующие основные понятия:

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Следовательно, единовременные пособия, выплачиваемые работникам организации и членам их семей, в размерах, предусмотренных отраслевым тарифным соглашением по угольной промышленности Российской Федерации, не подпадают под понятие компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

В части единого социального налога следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. При этом выплаты, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком договорными отношениями, не признаются объектом налогообложения.

Следовательно, налогообложению подлежат вышеуказанные пособия, производимые налогоплательщиками только в пользу физических лиц, связанных с ними договорными отношениями.

Кроме того, в случае смерти работника или члена его семьи освобождаются от налогообложения единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 238 Кодекса и пункта 8 статьи 217 Кодекса суммы оказываемой единовременной материальной помощи независимо от их размера.

В целях налогообложения прибыли следует учитывать, что в соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Статьей 184 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральным законом.

Следовательно, в целях налогообложения прибыли будут учитываться расходы на оплату гарантий и компенсаций, предоставляемых в соответствии со статьей 184 ТК РФ в размерах, установленных соответствующим федеральным законом.

В случае отсутствия такого закона данные выплаты не учитываются для целей налогообложения прибыли.

2. Пунктом 3 статьи 217 Кодекса и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат физическим лицам, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в частности степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В связи с этим взысканная по решению суда в пользу физического лица компенсация в возмещение морального вреда предусмотрена законодательством и в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежит налогообложению независимо от ее размера.

3. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса и пунктом 3 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц все виды определенных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности" организации по добыче угля имеют право предоставлять безвозмездно уголь на бытовые нужды категориям лиц, определенным данным Законом.

Дополнительные льготы по бесплатному предоставлению угля работникам организаций, не указанных в статье 21 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ, но установленные отраслевым тарифным соглашением, не могут рассматриваться как компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и, соответственно, подлежат обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.

При налогообложении единым социальным налогом вышеуказанных выплат у организаций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, следует учитывать следующее.

Пунктом 3 статьи 236 Кодекса определено, что указанные в пункте 1 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В целях исчисления единого социального налога под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено главой 25 Кодекса.

Таким образом, к выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, могут относиться только выплаты, включенные в состав расходов, указанных в статье 270 Кодекса.

В целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (пункт 16 статьи 270 Кодекса).

При этом следует учитывать, что, исходя из статьи 319 Кодекса, стоимость готовой продукции определяется, исходя из величины прямых расходов, по перечню, установленному статьей 318 Кодекса.

Таким образом, стоимость бесплатного угля, предоставляемого физическим лицам в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, в организациях, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

Советник
налоговой службы РФ
1 ранга
М.П.МОКРЕЦОВ