См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 14 июня 2007 г. N ГВ-6-05/466@

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ
ОТ 28.05.2007 N 03-04-07-02/16
И ОТ 30.05.2007 N 03-04-07-02/17

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письма Министерства финансов Российской Федерации от 28.05.2007 N 03-04-07-02/16 и от 30.05.2007 N 03-04-07-02/17.

Обращаем внимание, что согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам довести указанные письма до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
В.В.ГУСЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 мая 2007 г. N 03-04-07-02/16

В связи с многочисленными вопросами налогоплательщиков и неоднозначной позицией налоговых органов Минфин России просит дополнительно рассмотреть вопрос о начислении единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на вознаграждения членам совета директоров акционерных обществ.

Мнение Минфина России по указанному вопросу, которое доводится до сведения налогоплательщиков, следующее.

Согласно пункту 2 статьи 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением общего собрания акционеров.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Закона к компетенции общего собрания акционеров относится распределение прибыли, то есть чистой прибыли акционерного общества, остающейся после уплаты налога на прибыль, включая возможность направления части нераспределенной прибыли общества на выплату вознаграждений членам советов директоров.

Вследствие этого акционерное общество не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров общества.

В соответствии с пунктом 21 статьи 270 Кодекса при налогообложении прибыли не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Таким образом, в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, могут приниматься выплаты любых видов вознаграждений и компенсаций, предоставляемых руководству или работникам, только в том случае, когда такие выплаты предусмотрены законодательством Российской Федерации, коллективным и (или) трудовым договорами.

Кроме того, основанием признания в целях налогообложения прибыли расходов на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ являются заключенные с ними договоры гражданско-правового характера (пункт 21 статьи 255 и подпункт 41 пункта 1 статьи 264 Кодекса).

Следует дополнительно учитывать, что согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" непосредственное руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией), компетенция которых определяется уставом общества. В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, что, по мнению Минфина России, не может квалифицироваться как управление организацией или отдельными ее подразделениями в смысле подпункта 18 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Таким образом, расходы налогоплательщика - акционерного общества на выплату вознаграждений членам совета директоров, производимых не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров с обществом, а на основании устава общества, не относятся в уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Кодекса.

В связи с вышеизложенным, учитывая, что взаимоотношения между членами совета директоров и организацией (обществом) основаны не на положениях вышеуказанных договоров, вознаграждения, выплачиваемые членам совета директоров на основании положений пункта 1 статьи 236 Кодекса и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по нашему мнению, объектом налогообложения ЕСН и объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование не являются.

Одновременно прилагаем копии обращений налогоплательщиков, в том числе в которых сообщается о позиции налоговых органов, противоположной вышеизложенному мнению Минфина России.

С.Д.ШАТАЛОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 мая 2007 г. N 03-04-07-02/17

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу применения пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 235 Кодекса налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в частности, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Пунктом 3 статьи 236 Кодекса предусмотрено, что указанные в пункте 1 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, данное положение распространяется на налогоплательщиков, целью деятельности которых является получение дохода и которые несут расходы, связанные с этой деятельностью, как уменьшающие, так и не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

К таким налогоплательщикам, в частности, относятся физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, упомянутые в пунктах 2 и 3 статьи 221 Кодекса.

Следовательно, если выплаты и иные вознаграждения, начисляемые одним физическим лицом в пользу другого физического лица по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, являются расходами, связанными с осуществлением физическим лицом какой-либо деятельности, направленной на получение дохода, то такие выплаты подлежат налогообложению единым социальным налогом с учетом пункта 3 статьи 236 Кодекса.

В случае, если выплаты по таким договорам не участвуют у физического лица, производящего эти выплаты, в определении его налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, то пункт 3 статьи 236 Кодекса к ним не применяется.

С.Д.ШАТАЛОВ