См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 12 сентября 2006 г. N ММ-6-03/921@

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
ОТ 14.08.2006 N 03-04-15/153

Федеральная налоговая служба направляет письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.08.2006 N 03-04-15/153 по вопросам применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках.

М.П.МОКРЕЦОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 августа 2006 г. N 03-04-15/153

В связи с обращениями от 31.10.2005 N 01-2-02/1512 и от 05.07.2006 N 03-1-02/1257 по вопросам применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках Минфин России взамен письма от 07.12.2005 N 03-04-15/108 сообщает следующее.

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).

Указанной нормой Кодекса установлено, что освобождение от налогообложения операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках применяется при условии, что драгоценные металлы остаются в хранилищах банков. На основании данной нормы в случае, если при реализации банком-продавцом слитки изымаются из его хранилища, для подтверждения правомерности применения освобождения от налогообложения банку-продавцу необходимо иметь документы, подтверждающие, что слитки будут находиться в сертифицированном хранилище банка-покупателя. При этом указанной нормой перечень соответствующих документов не установлен.

Одновременно необходимо отметить, что согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам.

В соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются в том числе организации, к числу которых согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса относятся банки.

Действующими нормативными правовыми актами установлено, что операции с драгоценными металлами имеют право совершать банки, которые имеют лицензии Банка России на осуществление операций с драгоценными металлами, а также Банк России, осуществляющий деятельность на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Таким образом, из двух вышеуказанных норм подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует, что при реализации банками слитков драгоценных металлов обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает при изъятии слитков из хранилищ, за исключением операций по реализации слитков в процессе межбанковского оборота, когда и продавцами и покупателями являются банки, которые имеют лицензии Банка России на осуществление операций с драгоценными металлами, а также Банк России.

Принимая во внимание действующие нормы банковского законодательства, реализация (передача права собственности) банками и Банком России драгоценных металлов в слитках другим банкам и Банку России освобождается от налогообложения (не подлежит налогообложению) налогом на добавленную стоимость с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Так, пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Следовательно, документами, подтверждающими обоснованность освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций банка-продавца по реализации слитков драгоценных металлов банкам-покупателям, являются следующие документы:

- договор, в соответствии с которым банк-продавец осуществляет реализацию драгоценных металлов в слитках банку-покупателю, а также Банку России в собственность;

- акт приема-передачи драгоценных металлов в слитках, подписанный уполномоченными представителями банка-продавца и банка-покупателя;

- копия лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами, выданная банку-покупателю (за исключением случаев, когда покупателем является Банк России).

В случае, если в договорах на реализацию слитков драгоценных металлов не указано, что банк-покупатель действует на основании договора комиссии, то по таким договорам право собственности на слитки также возникает у банка-покупателя, а операции по их реализации банком-продавцом освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В случае, если дальнейшая передача приобретенных драгоценных металлов осуществляется банком-покупателем на основании возмездных договоров, предусматривающих переход права собственности другим лицам, не являющимся банками (то есть слитки драгоценных металлов выходят из межбанковского оборота), такая передача подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

В случае, если в соответствии с условиями договора банк-продавец реализует драгоценные металлы в слитках банку-покупателю, в том числе Банку России, действующему от своего имени, но за счет комитента, также являющегося банком (то есть слитки драгоценных металлов не выходят из межбанковского оборота), освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость сохраняется на основании пункта 1 статьи 996 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому вещи, приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Документами, подтверждающими обоснованность освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость указанной операции, являются следующие документы:

- договор, в соответствии с которым банк-продавец осуществляет реализацию драгоценных металлов в слитках банку, действующему в интересах банка-комитента;

- акт приема-передачи драгоценных металлов в слитках, подписанный уполномоченными представителями сторон;

- копия лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами, выданная банку-покупателю (за исключением случаев, когда покупателем является Банк России);

- копия лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами, выданная банку-комитенту (за исключением случаев, когда банком-комитентом является Банк России).

Соответственно, в случае, если в договорах на реализацию слитков драгоценных металлов указано, что банк-покупатель действует от своего имени, но за счет комитента, не являющегося банком, и проданные слитки не размещаются в одном из хранилищ, указанных в подпункте 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то такие операции у банка-продавца подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Об изложенном просьба довести до сведения налоговых органов.

Одновременно сообщаем, что ответ аналогичного содержания направлен Ассоциации российских банков (письмо Минфина России от 04.08.2006 N 03-04-03/20).

С.Д.ШАТАЛОВ