См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 апреля 2009 г. N ШС-17-3/78@
О ПРИМЕНЕНИИ ПИСЬМА
МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.04.2009 N 03-04-07-01/109
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.04.2009 N 03-04-07-01/109 по вопросу применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2009 г. N 03-04-07-01/109
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо ФНС России от 09.12.2008 N 3-5-01/765 по вопросу применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П (далее - Постановление N 5-П) и сообщает следующее.
В пункте 2 резолютивной части вышеуказанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащим Конституции Российской Федерации абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ (в настоящее время - абзац восемнадцатый), поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и в общей системе правового регулирования предполагает право родителя, приобретшего за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, установленного законом.
В соответствии с положениями статей 118 и 125 (части 4 и 6) Конституции Российской Федерации, пункта 3 части первой статьи 3, статьи 6, части второй статьи 74, частей второй и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) норма, признанная не противоречащей Конституции Российской Федерации в конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации, подлежит применению именно в соответствии с выявленным Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовым смыслом. Иное понимание последствий конституционно-правового истолкования нормы означало бы возможность ее применения в противоречие Конституции Российской Федерации и не соответствовало бы правовой природе и юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации, которые обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
Таким образом, поскольку в пункте 2 резолютивной части Постановления N 5-П признан не противоречащим Конституции Российской Федерации как абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, так и абзац восемнадцатый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, действующий в настоящее время, в том конституционно-правовом смысле, который выявил в данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, то необходимо применять данный абзац с учетом позиции, изложенной в Постановлении N 5-П.
Учитывая, что изменения, которые были внесены в абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ и последующими законодательными актами, носили уточняющий характер и не изменили существа нормы, то данную норму необходимо применять в том конституционно-правовом смысле, который выявил Конституционный Суд Российской Федерации, с момента ее принятия, то есть с момента принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Как это прямо вытекает из пункта 2 резолютивной части Постановления N 5-П, имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов в пределах общего размера данного вычета, установленного законом, предоставляется родителю при приобретении им квартиры в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми за счет собственных средств родителя.
Толкование правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении N 5-П, с целью их применения в иных случаях приобретения имущества родителями совместно со своими несовершеннолетними детьми может дать только сам Конституционный Суд Российской Федерации, так как на основании статьи 83 Закона N 1-ФКЗ решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации.
С.Д.ШАТАЛОВ