См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 7 октября 2008 г. N ШС-6-3/710@

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.2008 N 03-04-07-02/17.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 сентября 2008 г. N 03-04-07-02/17

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФНС России по вопросу налогообложения единым социальным налогом выплат материальной помощи, производимых работникам органами государственных внебюджетных фондов, и сообщает.

Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к суммам, не подлежащим налогообложению единым социальным налогом, относятся суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

Данная норма применяется при выплате работникам материальной помощи за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми из бюджета.

В связи с этим полагаем, что под организациями, финансируемыми из бюджета, следует понимать бюджетные учреждения, деятельность которых согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

По нашему мнению, вышеуказанная норма Кодекса не распространяется на выплаты сумм материальной помощи, производимые органами государственных внебюджетных фондов своим работникам, на основании следующего.

Согласно нормам действующего бюджетного законодательства, а также положениям нормативно-правовых актов, определяющих статус государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных фондов), внебюджетные фонды, являясь финансово-кредитными учреждениями, не имеют статуса бюджетных учреждений.

В связи с этим органы государственных внебюджетных фондов не имеют бюджетной сметы. Доходы и расходы таких фондов утверждаются законами о бюджете этих фондов на соответствующий год. При этом средства бюджетов государственных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Средства федерального бюджета выделяются органам государственных внебюджетных фондов исключительно на цели, установленные действующим законодательством, включая осуществление выплат пенсий, пособий.

Норма, установленная пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации о распространении положений данного Кодекса в отношении бюджетных учреждений на органы управления государственными внебюджетными фондами, не может являться основанием для признания органов таких фондов бюджетными учреждениями.

Что касается указанного в письме исключения из статьи 11 Кодекса понятий "бюджеты" и "внебюджетные фонды", а также признание утратившей силу статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой средства государственных внебюджетных фондов не включались в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, то данные поправки не изменили статуса средств бюджетов этих фондов и содержания термина "бюджетное учреждение", определенного в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Директор Департамента
И.В.ТРУНИН